Темы: Ципора Харитан, Измена, Ревность, Муж и Жена, Доверие, Прошлые связи, Отношения до брака
Здравствуйте! Мы с мужем поженились несколько месяцев назад, но до этого мы встречались 2 года и оба пришли к соблюдению. У меня в прошлом не было интимных отношений ни с кем, и я берегла себя для мужа. И когда он меня спрашивал о прошлом, то рассказывать мне было нечего, он этому рад. Но вот у него было много девушек до меня, и он мне рассказал о своей бывшей девушке и о том, какие у них были отношения, интим у них был.
Когда мы с моим будущим мужем встречались и уже обсуждали наше соблюдение и свадьбу, — он и его бывшая девушка, оказывается, общались. Я об этом узнала случайно, просто увидев уведомление на его телефоне от нее. Он мне сказал, что они дружат. Я ему объяснила, что для меня это неприятная новость, так как я считаю, что с бывшими лучше не быть друзьями. Он ответил согласием.
Затем, спустя время, у нас произошла ссора, и вскоре я узнала, что он звонил ей и писал, чтобы пожаловаться на меня. Это было больно для меня. Он просил ее это скрывать, и сам скрывал от меня их общение. Когда я спросила, зачем он это делал и почему решил пожаловаться именно ей, он ответил, что сделал это для меня, так как хотел спросить совет у бывшей девушки, как ему поступить после ссоры, ведь она его хорошо знает. Затем он пообещал, что больше так делать не будет. Я простила.
Больше не замечала ничего такого, и, по его словам, они не общаются. Я приняла решение верить ему. Всё было хорошо, мы поженились, сейчас соблюдаем и всё прекрасно, хотим строить большую семью и хотим много детей.
Его бывшая девушка жила в другой стране. Но несколько недель назад мы пошли в нашу общину на Шаббат и она была там (так случилась, что она переехала и сейчас живет с нами в одном городе). Я не ожидала ее там увидеть, и мне было неприятно, так как всплыли воспоминания, но я старалась поступать мудро и вести себя спокойно. Она не соблюдает, и ее одежда не отвечает законам скромности.
Мой муж к ней подошел и начал разговаривать, пока я сидела в другом конце зала. О чем они говорили, я не знаю. Я заметила, как он постоянно смотрел в ее сторону. Затем я решила, что, возможно, мне нужно с ней пообщаться, но с ее стороны почувствовала неприязнь. После этого на следующий день я спросила у него, хочет ли он с ней дружить, и он ответил, что нет. Когда я спросила, почему он смотрел на нее так часто, он ответил, что такого не было.
Подскажите, пожалуйста, как мне вести себя в этой ситуации? Ведь я уверена, что мы с ней еще не раз встретимся в общине, так как у нее там есть друзья.
Нормально ли это, что мой муж верит в дружбу между мужчиной и женщиной, а тем более — с бывшей? Я очень переживаю по этому поводу. Как мне вести себя в этой ситуации? Ведь у нас хорошие отношения с ним, и я не вижу повода для общения с бывшей. Он мне сказал, что ему всего хватает в наших отношениях. Но почему же тогда ему так сложно отказаться от общения с ней? Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Попробую ответить на Ваш вопрос на двух уровнях. Один: как мужчина, у которого был немалый опыт и который не так давно сделал тшуву (вернулся к соблюдению Традиции), может смотреть на эту ситуацию. А второй: как на эту ситуацию смотрит Галаха (еврейский Закон).
И сразу скажу, что абсолютно понятно: взгляды тут совершенно разные.
Для Вашего мужа эта девушка, пока они жили в разных странах, видимо, была очень приятным воспоминанием. В нерелигиозном мире хорошие отношения с «эксами» совершенно не являются редкостью.
И даже если мужчина умом понимает, что с точки зрения религии себя так вести не надо, у него могут быть очень сильные йецарим (импульсы), которые могут ему мешать полностью прервать отношения с женщинами из прошлого.
Из моего опыта семейного консультанта: есть немало мужчин, для которых эти женщины остались очень приятным воспоминанием, так как такого рода отношения не требовали от мужчины сильно выкладываться и в них было мало обязанностей, а в основном — удовольствие.
Поэтому для Вашего мужа отказ от этих удовольствий непрост. И очень часто в таких ситуациях мужчины начинают доказывать, что тут ревность жены совершенно неуместна и ничего не происходит, а это просто дружба.
Что касается галахического подхода, то, как Вы совершенно справедливо отмечаете, Галаха не верит в дружбу между мужчиной и женщиной. И мудрецы наши говорят ясно: «эйн апотропос лэ-арайот» — нет гарантии от разврата. И сказано это не только о людях, начинающих путь иудаизма, но и о больших праведниках. То есть, исключений тут нет.
А поэтому мне, конечно, не хочется разжигать Вашу ревность, но думаю, что вам нужно посоветоваться с человеком, который является для вас обоих авторитетом, можете ли вы оставаться в своей общине. Или нужно перебраться куда-нибудь, где шанс встретить его бывшую лицом к лицу будет намного меньше. Не думаю, что нужно уехать из города, но постараться отдалиться.
И, кроме того, постарайтесь донести до мужа сама или через авторитетного в его глазах человека, что для него, мужа, это — «дружба», это приятное и теплое воспоминание, а вас это ранит и заставляет беспокоиться. И продолжение такой «дружбы» не сможет не сказаться на ваших отношениях: ведь когда человека что-то обижает, быть ангелом и никогда не показывать этого — не очень реально.
Поэтому если Ваш муж хочет нормальной семейной жизни, то у этого есть цена: его прошлое должно оставаться вне вашей жизни. И оно не может быть занесено в ваши отношения ни в какой форме.
Вы сами пишете: муж радуется, что у Вас не было никакого опыта с мужчинами. Если прошлые отношения — это такая мелочь, так чему радоваться? А если радуется, значит, понимает, что его бы это задевало.
В этом отношении в иудаизме нет понятия «мужчине дозволено, а женщине нет». И с тех пор, как была запрещена полигамия, даже второй жены у мужчины быть не может, а не то, что хороших знакомых женского пола и «подруг».
Пишу всё это так категорично, потому что невозможно построить еврейскую семью, не отступив от общепринятого сегодня взгляда на отношения между мужчиной и женщиной.
Галаха во имя семейного счастья требует от супругов, чтобы в их жизни не было личных отношений с представителями другого пола. Может быть, это очень непрогрессивно, но это — рецепт хорошей еврейской семьи.
С уважением и пожеланием донести до мужа, насколько это испытание вашей семейной жизни «на прочность» — лишнее, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его