Темы: Ципора Харитан, Развод, Депрессия, Совместное проживание
Шалом, уважаемые раввины! Пожалуйста, помогите советом мудрым, как мне поступить в следующей ситуации. Я уже много писала о своей проблеме, но пока проблема не решена, всё только усугубляется.
Мы с мужем живём с маленькими детьми у свекрови, и, как я уже писала, дальше так жить не могу по многим причинам. И я прошу мужа отделиться от нее и жить своей семьёй, но он считает, что отдельное проживание мы не потянем финансово, так как его мама нам очень помогает и мы не платим за жильё.
И я согласна с мужем, ведь наши доходы действительно не так высоки, но арендовать мы смогли бы, только на остальное оставалось бы очень мало. И я готова жить на одном чае с хлебом, только бы отдельно, в квартире, где царили бы наши правила, а точнее — где бы мы растили детей в духе Торы и т. п.
Муж понимает меня, но, повторюсь, из-за финансов не можем никак отделиться, замкнутый круг получается. Из-за этого я часто стала ругаться с мужем и подолгу не разговариваю с ним, часто ухожу с детьми к своей маме. Потом проходит время, миримся и возвращаемся, и потом — по новой, ничего не меняется.
Недовольство мое растет с обидами. От этого я несчастна и срываюсь на детях. Муж — человек спокойный и хороший, и я как жена для него старалась быть идеальной. Но ссоры стали учащаться, и я инициатор.
Теперь я снова у мамы уже месяц живу с детьми, и назад не хочу возвращаться из-за свекрови. Скорее всего, придется разводиться, дальше невозможно уже так жить. Муж допоздна работает и домой приходит поздно, ест и спать идёт, а все тяготы семьи на мне. При этом он совсем не интересуется мной, не спросит, как я и т. д.
Я его люблю, конечно, и дети, но просто невозможно так дальше жить — в таких условиях, да ещё с его безразличием ко мне. Я понимаю, что мудрая жена строит дом свой, а глупая разрушает, но у меня нет дома, который бы я строила. Я себя не чувствую полноценной женой и матерью, живя в чужой квартире с хозяйкой и под опекой матерей. Очень трудно, но придется разводиться, скорее всего.
Посоветуйте: как быть? Терпеть дальше? Или принять решение уже? Но только страшно, не совершу ли я грех, разводясь по такой причине — на первый взгляд, материальной? Но на самом деле всё намного сложнее. Заранее спасибо Вам! N.
Уважаемая N.,
Не знаю, получили ли Вы мое последнее письмо, поэтому еще раз вкратце повторю: ни один человек не может взять на себя ответственность сказать Вам, разводиться или нет, так как справляться с материальными и физическими трудностями в случае развода придется Вам, а не советчику.
Но опять повторяю: в моих глазах вопрос тут не только денежный, так как есть некие семейные потребности, которые должны учитываться, когда мы говорим о семейной жизни.
И при всех материальных трудностях, как бы ни было тяжело жить без денег, жить в условиях, когда люди боятся воспитывать детей по своим принципам, так как это может казаться глупым маме, — это ненормально и неправильно.
И еще раз нудно повторяю то, что уже писала Вам как минимум дважды: нет в жизни ничего бесплатного. В данном случае, в моих глазах, цена, которую вы платите за материальное благополучие, невероятно завышена.
Поэтому Вы и Ваш муж должны решить, готовы ли вы эту цену платить дальше или же готовы пойти на материальные трудности во имя нормальных взаимоотношений.
Желаю Вам набраться смелости и принять правильное для Вас решение. И если муж выберет материальное благополучие, а Вы будете чувствовать, что Вы так продолжать не можете, то это не грех, если Вы откажетесь дальше так жить.
Не сомневаюсь, что есть люди, которые могут Вам сказать, что Вы должны «потерпеть и смириться», но думаю, что Вы в первую очередь должны проверить собственные ощущения. Как Вы писали — насколько Вас еще хватит.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский