Темы: Ложь, Муж и Жена, Доверие, Критика, Кризис начала совместной жизни
Здравствуйте! Мы с мужем поженились совсем недавно, а он уже всё время врет… Врет, глядя в глаза, и аргументирует это тем, что не хотел мне делать больно.
Он очень много делает для меня, но и я для него очень много делаю. Мне не хватает от него внимания, т. к. он работает по ночам. Я очень стараюсь, чтоб был у нас мир в семье, читаю еврейские книги насчет семьи, ему купила книгу для мужчин «Сад Мира», а он ее только пару раз открыл за 2 месяца.
А еще я узнала, что он обсуждает нашу семью со своими друзьями. Разве так должно быть в еврейской религиозной семье? Я не могу больше это терпеть. Что мне делать? N.
Уважаемая N.,
Так как Вы не пишете, о чем именно Ваш муж врет, мне трудно дать полный ответ на этот вопрос.
Но хочу сказать что-то. Прежде всего, вы еще действительно очень мало времени женаты, и человек мог еще не привыкнуть к тому, что для Вас очень важны какие-то моменты, которые для него гораздо менее значимы.
Например, он говорит: «Задержался на работе», а на самом деле где-нибудь болтал с друзьями. Он это даже расценивает не как ложь, а как легкое отклонение от истины, чтобы не вызвать ссору. И нередко одна сторона говорит неправду, если чувствует, что другая сторона чересчур много допытывается, вмешивается и указывает, как жить. Я не знаю, таков ли ваш случай. Но допускаю, что муж может воспринимать это именно так.
Кроме того, Вы спрашиваете о еврейском взгляде на такое поведение. С точки зрения Галахи (еврейского Закона) иногда человеку действительно разрешено немного отойти от истины, чтобы не вызвать ссору и не причинять боль. Где границы этого «немного» — это каждый раз отдельный вопрос, всё зависит от ситуации. Понятно, что нельзя скрывать обстоятельства, которые могут, не дай Б-г, повредить Вам или семье.
О том, что муж что-то рассказывал друзьям. Возможно, он искал, с кем посоветоваться в новых для него ситуациях. Книга, которую Вы ему предлагаете читать, очень хорошая и правильная. Но человеку в начале семейного пути тяжело жить по всем правилам любой хорошей книги.
Вы пишете, что муж старается делать для Вас очень много. Думаю, что правильный путь изменить его поведение там, где оно Вам не нравится, это демонстрировать ему, что Вы видите всё хорошее, что он для Вас старается делать, и поменьше критиковать его за то, что не так.
Тогда у него начнет формироваться близость с Вами и ему самому не захочется обсуждать ваши отношения с кем-то еще. А, кроме того, он перестанет бояться, что на него будут сердиться, если он делает что-то не так. И он меньше будет чувствовать необходимость прибегать даже ко «лжи во спасение».
Всё это требует времени и терпения для взаимной притирки и никак не может произойти быстро, сразу после того, как супруги вышли из-под хупы. А ваш брак еще очень-очень юный.
Если же я ошибаюсь и речь идет о более серьезной лжи (например, о денежных тратах, о тайных походах или поездках куда-либо и т. д.), напишите нам еще раз и попробуем разобраться с этой ситуацией.
Но если у вас происходит примерно то, что я описала в ответе, тогда совершенно необходимы две вещи: терпение и умение «ладун лэ-хаф зхут» — «судить о человеке, ища ему оправдание». Это является одним из основных требований иудаизма в человеческих отношениях вообще, а в семейной жизни — в особенности.
С уважением и пожеланием вместе строить ваш еврейский дом кирпичик за кирпичиком (длительный процесс, правда? — но, даже если строить из блоков, нужно много времени), Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его