Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Роли супругов, Уважение
Добрый день! Хочу у вас попросить совет. У меня сейчас в семье возникла тяжелая ситуация.
Ну, начну по порядку. Мы женаты больше тридцати лет. Раньше мы жили на Украине. 17 лет назад эмигрировали в Германию. Когда мы жили в Украине, я был основным добытчиком в семье. Жена работала, но этих денег ей хватало только на косметику. Когда мы эмигрировали, жене удалось подтвердить свой диплом и пойти работать в школу учителем. Я тоже нашел работу, но получал тогда в четыре раза меньше нее, а потом пришлось перейти на ещё более низкооплачиваемую работу.
Ну, у меня стало больше времени, я взял на себя многие домашние работы. Также, живя в Германии, я приобщился к иудаизму, хотя я не еврей. Жена у меня еврейка. Меня к этому привлек старший сын, но у меня у самого была тяга к этому. Может, в прошлой жизни я был евреем, не знаю. Слушаю лекции, хожу в синагогу, записался на курсы по гиюру.
Но вот моя жена меня в этом не поддерживает. Говорит: ты, что хочешь, можешь делать, а меня оставь в покое. Не хочет и слышать ничего об иудаизме. Как я ни пытался, какие лекции ни включал, ничего у меня не получается. Сколько старший сын с ней ни говорил, всё без толку. Она вообще считает, что старший сын ударился в религию из-за того, что у него такая жена. А у них — как в любой семье, но главное — они стараются жить по еврейским традициям, соблюдают шабат, кашрут, ходят в синагогу. Как по мне, всё нормально.
А вот что мне делать, не знаю. Мне жена говорит, что, как только я стал ходить в синагогу, то у меня проблемы одна за другой. Я ей говорю, что у всех проблемы бывают. Я верю в единство Творца, куда мне ходить молиться?
Сейчас она ещё взяла моду чуть что — упрекать, что я живу за её деньги. Когда мы жили на Украине, я зарабатывал и никогда её не упрекал, что она живёт за мои деньги. Да, сейчас я получаю намного меньше, но то, чего она добилась, — это был наш общий результат.
Я её спрашиваю: скажи, что ты хочешь, а то я не пойму, — хочешь, чтобы я пошел на большую работу? Тогда не жди от меня той помощи по дому, которую ты сейчас имеешь от меня. Я буду тоже работать, а дома ничего не делать. Она хочет меньше работать, а чтобы я работал на полный день больше. Чтобы я делал то же, что и сейчас.
Меня ещё волнует, что она не хочет никак изменяться для соблюдения законов иудаизма. Что мне делать, не знаю. Чувствую, что мы очень отдаляемся друг от друга. Любовь у меня ещё есть к ней, но она начинает гаснуть. Подумываю о разводе, но тоже не хотелось бы. У нас ещё есть младший сын, у него сейчас пубертат. И мы уже с ней стали дедушкой и бабушкой. Вот как-то так. N.
Уважаемый N.,
К моему величайшему сожалению, Вы описываете явление, которое достаточно часто бывает при смешанных браках. Нееврейская «сторона» интересуется духовными ценностями иудаизма, а еврейская «сторона» ничего не хочет слышать, т.к. знает на полусознательном уровне, что это ее к чему-то обязывает.
Не думаю, что Вам на этом этапе ваших отношений удастся увлечь жену иудаизмом, хотя, конечно, Вы можете молиться об этом Творцу (своими словами). Это не значит, что Вам нужно отказаться от того, что у Вас вызывает духовный интерес.
Вы пишете, что жена начала Вас попрекать низким заработком. Это действительно очень неблагородно, неблагодарно и некрасиво с ее стороны, и думаю, что Вам нужно четко ей сказать: она переступает границу, за которой рискует потерять Вашу любовь и поддержку. Если ее это остановит, можно продолжать семейную жизнь. Если же она отнесется к этому наплевательски, с издевкой, то, видимо, и у нее созрели мысли о разводе и расставании.
Конечно, всегда очень больно, если семья распадается. Но почти невозможно сохранять семью, в которой одна из сторон совершенно безразлична к жизненным интересам другой.
От всей души желаю Вам, чтобы жена поняла: ваш брак в опасности, и захотела бы его сохранить. Предложите ей послушать лекции не о философии иудаизма, а о ее практическом применении в семейных отношениях. Причем не о религиозных аспектах, таких, как чистота семейной жизни, тем более что вы уже оба немолодые люди, а именно о том, как иудаизм смотрит на семейные ценности и взаимное уважение супругов. Может быть, эти лекции дадут ей некий материал для размышлений.
Опять повторяю: всё это будет работать, только если у нее есть интерес сохранить ваш брак (пусть даже ради младшего сына и внуков).
С уважением и пожеланием наладить мир в семье, Ципора Харитан
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ