Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Потоп и распад на осколки Эдена

Отложить Отложено

Итак, в результате греха и духовного падения Адама Эденский сад был потерян не только для него, но и «для себя» - сама земля тоже утратила свой высший уровень и стала «всего лишь» Землей Израиля. Так мы попытались объяснить в прошлый раз. И что же, Эденский сад полностью исчез, хуже некуда, и после этого хоть Потоп?

Нет, это только начало процесса скатывания и распада. После этого действительно был Потоп, описанный уже в этой главе «Ноах» - и было куда падать дальше. А затем - и раскол и распад человечества на разные народы после попытки построить Вавилонскую башню, тоже в этой главе. Все это этапы падения и распада не только человеческой души, но и земли. А именно:

Смою человека с землей

Намереваясь навести на мир Потоп, Б-г сказал Ноаху: «Конец всякой плоти настал предо Мной, ибо наполнилась земля кривдой из-за них, и вот Я истребляю их с земли» (Берешит 6:13). Сфорно подмечает: во фразе «Я истребляю их с земли» предлог «с [земли]» выражен не обычным еврейским эквивалентом мин, а эт, который в данном контексте может означать «с [землей]». То есть Я истребляю человека не просто с лица земли, но и вместе с землей. По словам Сфорно, это означает: в результате Потопа был перманентно смыт верхний слой земли, самый плодородный.

Поэтому даже после того как Ноах и его потомки отстроили мир, земля была уже не та - не давала такого же питательного урожая. В результате срок жизни человека стал стремительно уменьшаться: те поколения, что были до Ноаха, спокойно жили 900 лет, а те, что после - уже на много веков меньше. Потому что человек был ослаблен. Конкретным образом - посредством ослабления его почвы, земли, которая, как «мать», вскармливает его своими плодами. Как говорят мудрецы: одни страны выращивают сильных, другие – слабых и т д. (Раши Бемидбар 13:18). И люди чувствуют эту связь с кормящей их землей, и потому называют свою страну «родиной» - породившей их.

И это ослабление земли началось не тогда, а стало продолжением того, что произошло в результате греха Адама: земля не просто утратила уровень и сущность Эденского сада, но реально стала производить иного рода плоды. Как сказал Б-г Адаму: «И шип и репей произрастит тебе, и будешь есть траву полевую» (там же 3:18). По словам Рамбана (там же 2:17), это означает не просто падение качества, а сущностное изменение плодов - в соответствии с изменением человека.

Ведь до греха душа Адама была чиста, без примести зла, а в результате греха зло было примешано в его душу, и его стало необходимым отделять и отторгать. Поэтому изменилась и его пища - строительный материал и тела, и души. До греха она была  как ман, которым питались в пустыне вновь достигшие того уровня евреи: в нем не было отходов, он был полностью пригодным для строительства человека. Но после греха в пище тоже появилась примесь, которую необходимо отбрасывать.

А также и масштаб изменился. Уже приводили утверждения Талмуда (Санедрин 38б, Хагига 12а), что Адам до греха «наполнял собой весь мир». Это значит, что его душа была всеобъемлющей, но и в целом он явно был масштабным. Однако после греха Б-г «наложил на него ладонь и уменьшил его». Опять же, прежде всего в духовном плане, но и физически, наверное, тоже. Вот и растения, которые производила для него земля, подобным образом уменьшились. Так, согласно одному из мнений мудрецов, Древом познания, плод которого Адам вкусил, была пшеница. Мидраш (Берешит Раба 16:7) спрашивает: разве это дерево? И отвечает: тогда, до греха, она была деревом, высоким, как пальмы! И в будущем, когда будет исправлен грех, вновь станет таким деревом (Талмуд, трактат Ктубот 111б). И сама пшеница, соответственно, превратится из зерна в готовые «плоды» - булки, которые будут созревать прямо на дереве, ибо будет устранено проклятье, из-за которого человеку приходится выращивать хлеб в поте лица.

Так что этот процесс ослабления человека вместе с землей начался уже в результате греха Адама, и Потоп стал очередным этапом, «каскадом» в этом падении.

После Потопа людям был дан еще один шанс вновь вернуться к уровню Адама. Но когда они объединились не чтобы служить Б-гу, а чтобы построить Вавилонскую башню и «дружить против» Б-га, Он смешал их языки и расколол на разные народы. Как уже неоднократно обсуждали, это событие тоже было прямым продолжением греха Адама - дальнейшим расколом изначально единой души Адама-человечества. Но Рамбан (Берешит 5:4) пишет, что после этого также еще на целый уровень стала короче жизнь человека - а это, как мы видели, связано с ослаблением земли, плоды которой его питают.

После раскола человечества на народы и их рассеяния в центре образовавшегося «круга» был помещен еврейский народ - и его земля: в отличие от всех земель и народов, которыми управляют 70 ангелов, стоящие по кругу вокруг Небесного трона, евреями и Землей Израиля управляет напрямую сам Б-г. Но и еврейский народ, как нам известно, не всегда сумел поддерживать высший уровень, и в конечном итоге заслужил изгнание - тоже распад (пусть и не такой фундаментальный, как у всего человечества - разные «еврейские народы» продолжают оставаться единым целом). И здесь тоже произошел очередной этап ослабления человека - и земли.

А именно: по словам Талмуда (Мегила 21б), от Моше, при котором была дарована Тора, до рабана Гамлиэля - примерно в эпоху разрушения Второго Храма и наступления последнего, самого продолжительного и трудного изгнания - Тору учили только стоя. Но после смерти рабана Гамлиэля «на мир снизошла болезненность», и учить Тору стали сидя. В то же время после разрушения Храма «роса перестала выпадать во благо, и плоды утратили вкус (или жир)» (Сота 48а). В очередной раз ослабление человека сопровождалось ослаблением земли и уменьшением питательности ее плодов.

Стахановский сад

Ослабление также затрагивает и скорость произведения плодов. До греха Адама, хотя он провел в Эденском саду меньше дня, у них с Хавой уже успел родиться первый сын. Но в результате греха этот процесс стал требовать девяти месяцев, и в целом стал тяжелым. Но в будущем «женщина будет рожать каждый день» (Шабат 30б), ибо будет исправлен грех. А деревья «будут давать плоды каждый день» (там же). Значит, и в этом они взаимосвязаны.

По словам раби Йерухама (великого довоенного духовного наставника ешивы «Мир»), дело тут в том, что дурное начало, примесь зла в человеке в целом задерживает и замедляет все процессы.

Поэтому оно уподоблено хамецу (сеор ше-бе-исе), от которого мы отделываемся в Песах, когда надо совершить скачок, рывок, и выйти из Египта. Хамец - это тесто, которое после контакта с водой оставили на определенное время, ничего с ним не делая, и оно заквасилось. То есть хамец - это результат недостатка быстрого и энергичного действия, неоправданное его откладывание. Слово хамец связано со словом леахмиц - «прозевать», «упустить [случай]». А дурное начало - это та черта человеческого характера, которая препятствует его исполнению заповедей: лень и склонность откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. (Это тот тип, который мешает выполнять заповеди - правильные действия. Есть и другой тип, который толкает на неправильные действия, соблазняет на грех: почему-то грешить обычно не лень! Утром трудно вставать, но вечером не хочется ложиться!) Как известно, после откладывания результат часто будет уже не тем. Поэтому хамец и символизирует дурное начало: он является результатом подобного промедления и задержки необходимого действия.

Эта примесь появилась в человеке в результате греха Адама, и стала в целом, как «гиря», привязанная к его ноге и затрудняющая его движения, отяжеляющая его.

И этому воздействию тоже был подвергнут весь мир. И все его процессы теперь сопряжены с трудностями и чреваты задержками.

Поэтому мудрецы говорят: «Трудно пропитание человека, как рассечение Красного моря» - или сватовство. В Эденском саду все это было преподнесено Адаму на тарелочке, но теперь приходится добиваться с трудом и быть готовым к многочисленным препятствиям, неудачам, задержкам. Редко когда изначальный план выполняется в точности, чаще «жизнь вносит свои коррективы», и результат достигается позже намеченного, и за более высокую цену.

Но и в этом плане Земля Израиля даже после греха продолжает отличаться от остальных стран: по словам мудрецов (Ктубот 112а), она уподоблена оленю (цви) потому, что он быстро бегает - так и она быстро производит свои плоды. Не знаю, буквально ли по времени, но одно точно: эта земля обладает большей «энергетикой» и «пассионарностью».

Ибо таков живущий на ней еврейский народ, именно в этом заключается его избранность.

Царь-пушка

Также, известно разделение пространства на ршут а-яхид – «владения индивида», и ршут а-рабим – «владение многих [людей]»: из одного из них в другое нельзя переносить вещи в Шабат. «Владение многих» – открытое пространство, по которому проходит определенное количество людей в день, мощный людской поток. «Владение индивида» – территория, необязательно принадлежащая индивиду, но огороженная стенами (насыпью и т. п.) высотой в 10 тфахим, которые загораживают путь людскому потоку и в пределах которых поэтому индивид может сидеть, держать свои вещи и заниматься своими делами. Эти две территории противоположны друг другу по сути, и потому предмет, место которого  в одной территории, нельзя переносить в другую, там ему не место.

Одно из отличий между этими территориями следующее: «владение многих» распространяется вверх только до высоты 10 тфахим, выше этого уже маком птур – пространство, не являющееся чьей-либо территорией, ведь там люди не ходят. Но «владение индивида» не ограничено сверху ничем и «поднимается до неба». Почему?

Мудрецы проводят такую параллель: Земля Израиля – это своего рода «владение индивида», а земля за ее пределами (хуц ла-арец) – «владение многих». А автор книги Бней Иссахар идет дальше: сам народ Израиля подобен «владению индивида», а другие народы – «владению многих». Даже слово рабим – «многие» он толкует как сокращенное обозначение Четырех царств: Рим, Бавель (Вавилон), Йаван (Греция), Мидия (Персия). Что все это значит?

Среди прочего, следующее: народ Израиля, ограниченный «стенами» - рамками Торы и заповедей – направляет свою энергию туда, куда ему идти дано, и в том направлении идет далеко, бьет сильной струей, как вода из шланга или снаряд из пушки. И «владение индивида», ограниченное со всех сторон стенами, «поднимается до небес». Другие же народы, не ограниченные «стенами», могут делать, что угодно, но при этом их энергия рассеивается. Поэтому выше 10 тфахим «владение многих», которому они уподоблены, не поднимается.

Отсюда та самая разница в энергетике.

Есть и другое отличие между этими пространствами: даже внутри «владения  многих» нельзя переносить один объект на расстояние 4 локтей (амот). Но внутри «владения индивида» можно. Почему? Потому что в принципе 4 локтя - это «единица пространства», и перенос на 4 локтя означает «на другое место». Но «владение индивида» окружено стенами, и они делают все пространство внутри себя единым, сплачивают. Даже перенос объекта на расстояние 4 локтя не воспринимается как «на другое место», ибо все происходит внутри тех же стен, и на этом фоне все пространство воспринимается как «одно место».

Так и народ Израиля - «единое пространство», несмотря на все различия между его разными коленами и группами, между евреями, живущими в разных странах или прибывшими из них, между «русскими», «американскими» или «йеменскими» евреями. Но остальное человечество разделено на реально разные народы и их страны, и там действительно «другое место» - воистину другое и чужое.

От души Адама и Эденского сада еще остались…

Но все это, вроде бы, означает: даже после греха Адама, хотя человек в целом утратил свой уровень духовности и единства - а вместе с ним и его земля, тем не менее, еврейский народ со своей землей подверглись этим процессам в меньшей степени. Поэтому, по словам мудрецов, еврейский народ по-прежнему можно называть «Адам» - он сохранил в себе некоторые черты его изначальной души: и уровень, и энергетику, и единство. А значит, и Земля Израиля не полностью утратила сущность Эденского сада, и в определенных чертах сохранила ее.

Да, но, как сказано, сам еврейский народ, оставшись в центре, к сожалению, не сохранил свой уровень духовности и единства, и оказался в изгнании, в состоянии не полного распада, но явно подорванного единства.

И земля его, как тоже сказано, производит плоды уже не с тем вкусом или жиром.

И в плане «владений», по словам мудрецов, после всех грехов и изгнаний Земля Израиля тоже уподобляется «владению многих», теряя особые качества «владения индивида» - сплоченности и энергетики.

Поэтому, даже если можно было узнать в ней элементы Эденского сада, то больше до разрушения Храма, как еврейский народ тогда был относительно ближе к уровню Адама. Теперь же и народ, и земля еще дальше отдалились от этого, и разница, хотя и есть, уже менее различима.

Но более того.

…осколки

Как уже много раз говорили, в результате греха Адам не просто упал с прежнего уровня, но его душа разбилась на разные составляющие, которые были распределены среди его потомков. Ибо эта изначально всеобъемлющая душа не справилась со своим заданием, поэтому оно было поделено между народами и поколениями, которые от нее произошли.

То есть каждый человек несет в себе частицу общей души Адама-человечества, и должен выполнить часть того общего задания. Поэтому народы и поколения и отличаются друг от друга - каждый несет в себе иную частицу души Адама, и должен выполнить иной аспект задания. Отцы и дети и не должны полностью понимать друг друга - у каждого свое восприятие, связанное с его заданием. И только вместе они составят единую душу Адама.

Это, кстати, означает, ни много, ни мало, что каждый из нас - по-своему Адам. И в том плане, что может и должен подняться на какой-то уровень и реализовать свой потенциал (о том, что так сделал Адам, уже говорили), и в том плане, что может подвергнуться аналогичному испытанию после. Не нам осуждать Адама за грех, ибо каждый из нас ой как его повторяет.

Адам впустил внутрь зло, которое изначально было снаружи - это подобно любой дурной привычке, которую мы подцепляем. Поэтому, описывая его грех, мы приводили пример курения. Некурящий человек знает, что курение существует и что оно приносит определенное удовольствие. Но какое именно - не знает. Сам он его не испытывал, и оно ему неведомо. Поэтому он не испытывает соблазна закурить, чтобы получить то удовольствие. Это значит, соблазн находится «вне его». Но он может захотеть курить, исходя из интеллектуальных соображений: ему сказали, что курение помогает меньше нервничать, или просто, что это круто. Поэтому он может решить попробовать. Если это ошибочное решение, то таким образом он уже на этом этапе поддается соблазну, но только в умственном плане, подвергнувшись пропаганде, поэтому его еще можно переубедить.

Но после того как начал и испытал удовольствие, он его познал - и теперь его к этому тянет, влечет; это другое по типу желание, более «физическое», и ему труднее сопротивляться. Разумом он может понимать, что лучше не надо, вредно, но тело хочет, и разум вместо использования чистой логики, может начать подыскивать оправдания, утратив объективность. Уже без всякой внешней пропаганды он начинает выдумывать свою.

Понятно, что не только курение, но и многие другие «удовольствия» мы изначально не ведаем, но потом можем «познать», да так, что уже впадаем в зависимость от них. Вон, интернета и соцсетей еще 20 лет назад в таком масштабе не было, но теперь стоило ведущей соцсети и мессенджеру отключиться на несколько часов, весь мир не знал, как жить дальше. Такой мы Адам-человечество…

Но тогда и в этом плане то, что произошло с человеком, должно было произойти также с землей. Адам распался на составляющие, которые были разбросаны по разным поколениям - и его земля тоже! Эденский сад не просто исчез, когда Земля Израиля утратила его уровень - он распался на составляющие, которые были распределены между разными временами. То есть Земля Израиля в каждом поколении - это одна из частиц, «осколков» Эденского сада. Подходящая своему поколению, своей частице души Адама.

Теперь понятно, почему и народ, оставаясь в целом тем же, все-таки меняется со временем, сменяют друг друга поколения - и само место… Бывает же, после долгого отсутствия возвращаемся куда-то и обнаруживаем, что это место уже не то… Что-то осталось, но чего-то уже нет… Даже необязательно физически, хотя в том числе. Да, место стало другим, потому что другим должен был стать народ, который оно кормит. Вот и Земля Израиля меняется из поколения в поколения, становясь другой частицей Эденского сада, питающей другую частицу души Адама.

И понятно, почему мы не видим в ней Эденский сад - не только уровень не тот, но это и не весь сад, а только его «осколок». Только одна частица «мозаики», которая, конечно, практически никак не передает всю ее грандиозную картину - вот когда все частицы соединятся вместе, тогда и увидим. И душу Адама, и питающий его Эденский сад.

Теги: Берешит, Недельная глава, шаббат, Земля Израиля, Галут, изгнание, Адам, грех, Вавилонская башня, Ган Эден, Древо Познания, единство еврейского народа, Потоп, Ноах, Запреты в Субботу, 39 мелахот