Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Эта неделя - первая из трех, в которых мы находимся в трауре по разрушенному Храму. Начался этот период с недавнего поста 17 Тамуза. Тогда при осаде Иерусалима была пробита брешь в стене - поворотный пункт в осаде и выход на «финишную прямую» к разрушению Храма 9 Ава. Но изначально в этот день произошел грех тельца - первое падение с высшего духовного уровня, которого евреи достигли при Даровании Торы после того, как весной, в Песах вышли из Египта.
В результате этого греха утратили право на служение Б-гу первенцы. Когда Моше призвал всех, «кто за Б-га», выйти к нему и покарать грешников, то вышли все левиты (Шмот 32:26), но первенцы из других колен не вышли и считается, что приняли участие в грехе. Поэтому левиты были взяты Б-гом вместо первенцев и отданы в помощники Аарону (Бемидбар 3:12).
(Хотя Аарон тоже происходит от Леви и является членом колена левитов, похоже, что он в любом случае был избран на более высокую роль священника (коэна). Так, уговаривая Моше принять лидерство, Б-г намекает, что изначально Моше мог бы стать священником, но из-за того, что упирался, эта роль отдана Аарону (Шмот 4:14, Раши там). Поэтому здесь речь идет не о самих приношениях, которые совершают коаним, а о помощи им, которую оказывают левиты. Изначально это была роль первенцев, а теперь перешла к левитам, которые таким образом «переданы Аарону» в помощники.)
Однако возникает вопрос. Как уже обсуждали, грех тельца считается оплошностью самого Аарона, который представлял «женскую» силу народа как «невесты» Б-га: он «увидел» (Шмот 32:5), что телец был живой силой, «поедающей траву», и что затея Сатана удалась, и полностью остановить народ не получится. То есть в какой-то мере Аарон был впечатлен той силой тельца, во всяком случае, настолько, что утратил уверенность перед народом. Это засчиталось как «супружеская измена» «невесты» Б-га, которая изначально, выходя из Египта, отвергла идолов и в порыве любви пошла за Ним: «Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестой, как шла ты за Мной по пустыне, по земле незасеянной» (Ирмияу 2:2).
А Аарон своей должности не лишился! Как же так: главный служитель Б-га, первосвященник сохранил свой пост, но первенцы, его помощники, лишились его! И были заменены левитами. Разве это справедливо? Уж если грех означал, что кто-то, выражаясь современным языком, должен понести ответственность и уйти в отставку, то прежде всего Аарон, а потом уж, может быть, его помощники. А так, выходит, наказали «стрелочников»?!
Да и поскольку эта замена левитами первенцев стала результатом греха, должно быть она связана с его сущностью. Как именно?
Наконец, мы также определили, что телец представлял силу быка, которая изначально помогла выйти из Египта, и носителем которой был Йосеф и его потомки. Но потом она подалась в крайность - после достижения высшего уровня с помощью этой мощной силы, произошло головокружение от успехов, и «зарвались», вообразили, что вышли из Египта и достигли всего собственными усилиями, и теперь могут и сами решать. Такого «быка» надо было уже усмирить.
Но тогда вопрос: «зарвавшаяся сила» Йосефа скорее «мужская», как параллельная ей нееврейская сила Эйсава (по отношению к Ишмаэлю, на дочери которого он женился). Значит, в ней проблема? Или все-таки в «женской»? Как сочетаются эти объяснения?
Представляется, что и для понимания этого аспекта греха нам надо вернуться к Исходу из Египта, с которого начался весь цикл.
И здесь трудно не заметить, насколько важной в истории Исхода была тема первенцев.
Последней из Десяти казней, обрушившись на Египет, была казнь первенцев. До тех пор фараон упрямился, но после этого - все. Как последний удар тараном, пробивший ворота. Причем, хотя выглядит так, что эта казнь была применена как «последнее средство», на самом деле уже изначально Б-г сообщил Моше, что тот скажет фараону: «Мой первенец Израиль. И сказал Я тебе: отпусти Моего сына, и будет он служить Мне, но ты противился, вот Я убью твоего первенца» (там же 4:22-23).
Итак, казнь первенцев стала главным толчком, «запустившим» Исход.
А первой заповедью, данной после Исхода, стала: «Посвяти Мне всякого первенца» (там же 13:2). Простой смысл - как говорит сам Б-г потом: «Ибо Мой всякий первенец; в день, когда Я поразил всякого первенца в земле Египетской, Я посвятил Мне всякого первенца в Израиле, от человека до скота» (Бемидбар 3:13). То есть Б-г создал ситуацию, в которой погибали все первенцы в Египте, а первенцев Израиля специально спас от этой участи, и тем самым «купил», они Ему обязаны жизнью.
Но представляется, что можно объяснить и поглубже. В конце концов, все мы обязаны жизнью Б-гу, Он нас создал и непрерывно поддерживает нашу жизнь, в том числе и охраняя от множества опасностей. (Ведь запросто может хотя бы и рухнуть любой дом, как сейчас во Флориде, или вирус достать, и т. д.) Но первенцы в этом «равнее других»?
Мудрецы говорят, что египетские казни имели своей целью больше, чем просто вынудить фараона отпустить евреев. Ведь неслучайно их было именно десять - причем, как говорит раби Йеуда в Пасхальной Агаде, и объясняют разные комментарии, тут явно была система: три группы по три, и казнь первенцев как «венец».
Так вот, более глубокой и фундаментальной целью было раскрыть и сделать очевидной власть Б-га над всем миром. Поэтому казней было десять - они соответствовали десяти «изречениям» (маамарот), которыми Б-г создал мир.
Ведь в чем смысл этих «изречений» (мог бы и одним «изречением» создать)? Среди прочего, в следующем: изначально в мире не было ничего, кроме Б-га, и Его существование и присутствие было очевидным. Но когда появился созданный Им мир, тем самым Его присутствие стало скрываться за «законами природы». С каждым новым изречением мир все больше выдвигался на передний план, и казалось, что он функционирует по своим законам «сам по себе», а присутствие и власть Б-га все больше скрывалась.
Тогда как египетские казни стали вновь открывать Б-га за этими пластами, демонстрируя Его власть над разными аспектами мироздания: и над водой, которую он может превратить в кровь, и над животными разных стихий и т. д. С каждой казнью «раздвигался» еще один пласт, и раскрывалось присутствие Б-га за этими «законами природы».
А завершила этот процесс казнь первенцев. По логике описанного механизма она должна соответствовать первому изречению, с которого началось сотворение мира: то было начало сокрытия присутствия Б-га, переход от стопроцентной открытости до уже не стопроцентной. А Казнь первенцев - возвращение к изначальному состоянию, окончательное раскрытие Его присутствия и власти над миром.
И в этом плане действительно наблюдается любопытная связь: первое «изречение», согласно мудрецам, обозначается самим первым предложением Торы: «В начале (бе-решит) сотворения Б-гом неба и земли» (Берешит 1:1). А первенцы тоже называются, в том числе, решит - это слово обозначает нечто первое, начальное, как начало сотворения мира, так и первого сына, с которого началось произведение потомства.
Но более того: слово решит (ראשית) - также однокоренное слову рош (ראש) - «голова». Понятное дело, потому что «голова» многих вещей в их начале. И животных, и, например, поездов: в их случае говорят: «в голове состава». Поэтому и праздник Начала года называется Рош а-Шана - «Глава» года.
Однако когда так обозначается начало, это часто значит нечто большее: не только первое из многих, но и в том или ином плане ключевое и включающее в себя все последующие. Как голова - не просто первая из частей тела, но та, в котором есть отделы управления всеми остальными частями тела и связь с ними. И без которой тело бесполезно, как поезд без локомотива. И Рош а-Шана - не просто начало года, но день, в который определяется весь год, и который, по словам мудрецов, включает в себя корни всех остальных дней года.
И первое изречение Бе-решит тоже было не просто началом творения, но включало в себя все творение в целом - «небо и землю», а остальные изречения уже занимались частностями. Разные есть интерпретации, но, например, согласно Рамбану (там же), сначала было создано то, что греки называли hyle и можно перевести как «первоматерию». Ибо изначально не было ничего, и надо было создать нечто из ничего (еш ме-аин), и Б-г создал такую материю как строительный материал, из которого можно было потом «слепить» все конкретные вещи.
Согласно этому объяснению, первенцы - тоже такой тип «начала-головы»: не просто первые дети, но заключающие в себе качества всех последующих. И действительно, иногда можно наблюдать, как первый ребенок в семье вобрал в себя все лучшие силы и качества обоих родителей, в большей степени, нежели все последующие дети. А в прошлом подобные явления проявлялись еще сильнее и были более очевидными.
И Яаков, например, сказал о своем первенце так (там же 49:3): «моя сила и начаток моей мощи».
И определение Б-гом еврейского народа как Своего первенца отражает то, что в нем содержатся корни сил всех других народов. Поэтому он сам состоит из разных «народов»: американские евреи, российские евреи, йеменские евреи и т. д. - и представляет собой целый «мир».
Теперь можно по-новому понять казнь первенцев. Ведь неслучайно именно египетские казни стали способом раскрытия заново присутствия Б-га и Его власти над миром. Ибо Египет представлял собой центр идолопоклонства и колдовства - люди поклонялись силам, посредством которых Б-г управляет миром: ангелам, «звездам», природным явлениям, или манипулировали ими - а о Самом Б-ге, стоящем над всеми этими силами, забыли, совсем Его сокрыли. И суть изгнания евреев в Египте - корня всех последующих изгнаний - попытки оттянуть их в разные стороны от «центра», «под Б-гом», где Его присутствие очевидно, в разных направлениях, в четыре стороны света, где Его присутствие сокрыто.
Поэтому для духовного освобождения от Египетского изгнания и победы над Египтом надо было развеять те иллюзии и низвергнуть всех идолов, скрывающих присутствие Б-га. Отсюда и казни - демонстрация Его власти над всеми этими силами.
Из которых последняя - казнь первенцев. В свете сказанного, возможно, суть была такая. Египетский первенец, вобравший в себя все силы своих родителей и преисполненный этими силами, представал как сам по себе бог и воплощал сокрытие Б-га этой идолопоклоннической нацией. Как сказал главный ее первенец-глава фараон: «Мне принадлежит Нил, и я сам себя создал» (Йехезкель 28:3).
Поэтому казнь первенцев - это последний и решающий этап раскрытия присутствия Б-га: не люди-первенцы, вобравшие в себя все возможные силы, являются богами, а реальный Б-г, источник этих сил, который может в любую минуту их отнять. То есть казнь первенцев была, по сути, самым большим низвержением идолов - слишком много возомнивших о себе людей. Демонстрацией Его власти над решит - любой головой, содержащей в себе все остальное. Доказательством того, что в конечном итоге только Б-г - это Голова!
Отсюда - урок еврейским первенцам. Они, конечно, тоже вобрали в себя все силы родителей, а потому и у каждого из них возникал соблазн возомнить себя головой. И казнь египетских первенцев показала: такой человек подвергается риску быть укороченным на голову.
Что же делать?
Посвятить себя Б-гу. Все собранные в себе силы направить не на возвеличивание себя любимого, а на служение Ему. Поэтому первая заповедь после Исхода - «посвяти Мне каждого первенца». Главная суть духовного Исхода - устранение всех сил, «заслоняющих» Б-га: либо их уничтожение, либо посвящение Ему.
Но более того. Как уже говорили, Исход из Египта, был осуществлен силой Йосефа-«быка» - способностью людей воспрянуть и совершить рывок, оторваться от земли, вырваться из оков и начать путь.
Но, что интересно, Тора не просто сравнивает Йосефа с быком, но говорит о «первенце его быка» (Дварим 33:17). Похоже, что эта сила быка также является силой первенца, просто в случае Йосефа она «помножена» на силу быка.
Тогда становится еще понятнее. В Исход не просто были устранены «неправильные» первенцы, а «правильные» как-то пристроены, чтобы не мешались. Нет, Исход был осуществлен этой силой - «первенцев быков» - посвященных Б-гу. В этом была суть: все силы мироздания не устраняются - ведь не затем они были созданы, чтобы быть уничтоженными - а направляются в правильное русло и посвящаются Б-гу. Но египетские первенцы воплощали эту силу, доведенную до состояния, в котором она стала чистой помехой и «заслоном» Б-га, поэтому они должны были быть устранены. Еврейским же первенцам, способным направить свою силу на служение Б-гу, был дан шанс так и сделать, и именно их силами был осуществлен Исход - рывок от идолов, от отклонений в их крайности к центру, к Б-гу.
Но потом, как мы заключили, сила «быка» сыграла с евреями злую шутку, и вызвала головокружение от успехов. А значит, и сопряженная с этой ней сила первенцев. С ее помощью был достигнут высший уровень Дарования Торы, но после этого первенцы слишком много о себе возомнили - и именно так пришли к греху тельца.
Таким образом, они не просто приняли в нем участие вместе со всеми, а потом не выступили «за Б-га». Нет, они стали движущей силой этого греха. Воплощением чувства евреев, что мы и без Б-га справимся. Вновь замаячил образ первенцев, не посвящающих свои силы Б-гу, а заслоняющих Его собой.
И теперь можно понять, как это сочетается с оплошностью Аарона. Он был впечатлен тельцом как живой силой, «поедающей траву»? Физический, изваянный тогда телец - это только символ той силы, которой они решили поклоняться. А сама она - сила первенцев. Вот чем Аарон был впечатлен - той самой мощью, которой теперь возгордились и стали красоваться первенцы. У него на секунду тоже создалось чувство: ух ты, действительно классные наши парни! Это сила! Лихой прорыв, пусть и не туда - а что, круто! Ну, или в достаточной степени создалось у него в подсознании такое чувство, чтобы потерять уверенность в споре с ними.
Поэтому для него это было «женским» увлечением неправильной «мужской» силой - не Б-гом, а тем, кто стал Его заслонять. Таким образом, в этом грехе были задействованы обе силы, и «мужская», и «женская». Как и в изначальном Исходе из Египта. Тогда «женская» составляющая увлеклась Б-гом и воодушевила «мужчину» на рывок и стремление к Нему. Но теперь «мужчина» слишком преисполнился сил и «заслонил» собой Б-га, а «женщина» увлеклась этой силой «мужчины» и тем самым «изменила» Б-гу.
И что делать?
Нет, не казнить еврейских первенцев, как египетских - хотя тельца, воплощение их гордости своей силой, действительно уничтожить. А их самих - «отстранить от должности». Они должны были быть помощниками Аарона, но оказались настолько преисполненными силами горделивыми «мужчинами», что Аарон не смог ими командовать, а был «по-женски» впечатлен ими. Вместо того чтобы вести их, он оказался ведом ими. Поэтому они на роль его помощников не годятся.
Но Аарон на свою должность все-таки годится - он независимо ни от чего избран первосвященником и воплощает ту «женскую» силу еврейского народа - «невесты» Б-га. Только помощники ему нужны другие. Такие, какие помогут ему исполнить свое предназначение. Он как президент, которого избрали, - поэтому, даже если его политика потерпела в чем-то неудачу, это не значит, что он обязан уйти в отставку, но вполне возможно должен поменять свою «команду», администрацию. Поэтому не только когда меняется президент, но и когда меняются его помощники, делаются перестановки в его кабинете, администрации, правительстве, аналитики часто вычитывают из этого, как изменится его политика. С новой командой это будет уже другой президент. Точнее, президент тот же, но президентство иное. Другие советники и министры будут по-другому на него влиять, и это скажется на общем курсе.
Поэтому здесь первенцы были выведены из «команды» Аарона, а вместо них были введены левиты. Которые не соблазнились на тельца и были готовы покарать тех, кто соблазнился. То есть они были полностью преданы Б-гу и не впечатлялись чьей-то еще великой, живой силой. А также - они левиты, потомки Леви, а это имя образовано от слова левая - «следование», «сопровождение», «проводы». То есть отражает сущность человека, который идет за кем-то - а не впечатляет его и пытается вести за собой. Человека скромного и готового с преданностью служить другим: Б-гу и Аарону как первосвященнику.
И теперь понятно также, почему при бунте Кораха, который пожелал быть первосвященником, «услышал Моше, и пал ниц» (Бемидбар 16:4). Раши поясняет: после всех грехов, описанных в предыдущих главах, вдруг еще один - тут Моше почувствовал бессилие и отчаяние: столько раз уже вымаливал у Б-га прощение для народа - и снова грешат, сколько же можно, и не лопнет ли у Б-га терпение?
Но можно сказать, что был и такой аспект: после тельца сильные и гордые первенцы были заменены на скромных и преданных левитов, готовых «сопровождать». А теперь и один из левитов вдруг проявил гордость и амбициозность, и возжелал более высокой должности.
И ты, левит?! Уж сколько стремимся сделать правильных служителей Б-гу, силы которых посвящены Ему! Египетских первенцев, безнадежных и опасных в этом отношении, казнили, а еврейских спасли и велели посвятить их силы Б-гу. Они тоже оплошали, поэтому были заменены на более скромных и преданных левитов. А теперь и они туда же?! «Полно вам, сыны Леви!» (там же 16:7)
Вот так можно объяснить грех тельца, а также и внести дополнительный штрих к пониманию бунта Кораха.
Теги: Берешит, Ки тиса, Корах, Песах, Рош ашана, десять казней, 17 тамуза, Египет, Бо, Исход из Египта, Золотой телец, Иосиф, коэн, Бейн аМецарим, Египетские казни, Сотворение мира, Аарон, Левиты, Коэн гадоль, Первосвященник, Первенец