Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В этой главе «Шлах» рассказывается о печально знаменитом грехе разведчиков: осмотрев Землю Израиля, они донесли устрашающие сообщения о населяющих ее народах, которые, мол, невозможно победить. Народ поверил и стал плакать и жаловаться на судьбу, безосновательно.
В наказание Б-г постановил: раз не хотят Землю, приход в нее будет действительно отложен, а когда и произойдет, то не навсегда. В эту же дату, 9 Ава, Храм будет дважды разрушен, а евреи изгнаны. И будут плакать уже со всеми на то основаниями.
Простой смысл - типичный пример наказания «мера за меру». Не хотите Землю, думаете, что трудно победить другие народы, претендующие на нее, и закрепиться на ней - так оно и станет, и последствия ощущаем буквально по сей день.
Но можно попытаться и более глубоко копнуть.
Ведь известно, что изгнание – не просто физическое перемещение из своей земли в чужую, а духовное воздействие. (Так, во время греческого изгнания евреи оставались в Земле Израиля, да и сегодня многие из нас в ней находятся, но изгнание еще не кончилось.) Поэтому более точное определение изгнания - евреи подвергаются духовному воздействию другого народа, при этом они могут перенять некоторые черты его характера, но испытание в том, чтобы не перенять качества, доведенные до крайности.
Но тогда каким образом грех разведчиков привел именно к таким последствиям?
Изгнание в нашей истории было не одно - мы попадали под господство четырех царств: Вавилона, Греции, Персии и Рима. Как уже обсуждали, они соответствуют четырем сторонам света, по которым также расположены вокруг Скинии четыре еврейских лагеря (Бемидбар 2). Поэтому четыре царства тоже как бы образуют подобный круг, только еврейский круг - более внутренний.
Эти четыре стороны света - не просто географические условности, они представляют основные наклонности человеческого характера, типы его души, точки зрения и подход к центральной Истине. Например, как всем известно, есть «восточный» характер, а есть «западный», и так далее. Поэтому каждый из еврейских лагерей и каждое из подвергших их давлению царств соответствуют одному из подобных характеров. Только у евреев они взяты в меру – ближе к центру, золотой середине, а у царств – ближе к той или иной крайности.
Поэтому результат греха разведчиков - постановление не просто о том, что евреи подвергнутся давлению, а что их потянут от центра в тех четырех направлениях.
То есть, что они отдалятся от центра - а также и друг от друга, ибо каждая ветвь, каждый «лагерь» народа будет оттянут в свою сторону, кто на «запад», кто на «восток». Что в конечном итоге евреи Америки, Германии, России, Ирака, Йемена и Эфиопии будут во многом больше походить на местных жителей упомянутых стран, чем друг на друга.
Но почему другие народы и их царства находятся так далеко друг от друга, с тех же четырех сторон?
Потому что их так рассеяло в результате смешения их языков Б-гом за попытку построить Вавилонскую башню. Изначально все жили вместе и говорили на святом языке, но потом человечество разветвилось на разные народы и языки, отражающие их менталитет. Вот и имеем изначальное еврейское имя Йоханан в разных версиях: Иоганн, Иван, Жан, Джанни, Джон, Хуан. (Это для тех, кто думал, что упомянутые имена - типично русское, английское, испанское и т. д.)
Но то смешение и рассеяние было неслучайно выбрано Б-гом в качестве наказания за строительство башни - как уже обнаружили, это стало продолжением процесса, начатого грехом Адама. Его душа изначально находилась в самом центре и была полностью уравновешена - и язык, соответственно, был святой. Но в результате греха он отклонился от центра, связался с Древом познания - силами, дававшими ему смесь добра и зла, правды и лжи. Поэтому и язык, выражающий эти силы, стал другим: смесью изначального святого и «инородных» элементов. Сразу после греха он заговорил на арамейском, а вавилонское рассеяние, таким образом, стало дальнейшим этапом этого процесса - отклонения души Адама-человечества от центра и ее распада на разные, все более далекие друг от друга и непримиримые части, говорящие «на разных языках».
А вместе с этим - погружение в идолопоклонство, ибо чем дальше от центра человек находится, тем менее «напрямую» он видит Б-га, тем больше Он сокрыт разными силами, посредством которых Он управляет миром: ангелами, «звездами», законами природы.
Авраам пошел вспять этой тенденции и вновь открыл для себя единого Б-га в центре - и установил с Ним близкую, личную связь. Таким образом, он притянул себя к центру, «под Б-гом», отделившись от остальных народов, которые теперь образовывали вокруг центра круг со слишком большим радиусом и потому раздробленный.
Авраам основал новый народ, еврейский, который в конечном итоге тоже образовал круг вокруг центра - лагеря, расположенные вокруг Скинии - но с меньшим радиусом и потому объединенный.
Задачей потомков Авраама стало, с одной стороны, продолжить близкие отношения с Б-гом, находясь в Его «ближнем кругу». А с другой, выйти к внешнему кругу других народов и попытаться притянуть и их ближе к центру - выбравшись из болота, вытянуть и других.
Первая задача досталась Яакову, вторая - Эйсаву. Используя свое умение работать «в поле» - и добывать пищу охотой и бизнесом, и иметь дело с людьми, дружественными и не очень - а также используя свое красноречие и харизму, он должен был увлечь и повести за собой людей к центру. То есть продолжить то, чем уже занимался Авраам, который имел в этом большой успех, но не полный: на каком-то этапе он был вынужден покинуть свою родину, эмигрировать, и прийти в Землю Израиля только с группой учеников. У Эйсава был шанс расширить эту духовную сферу влияния.
Но у него получилось наоборот: он дал втянуть себя в это болото и выпал из внутреннего круга на внешний. Действительно стал ведущей силой мира, мощной и привлекательной - Западом. Но нееврейским. Таким образом, Эйсав повторил путь поколения Вавилонской башни, которое, вместо того чтобы вернуться в центр, отклонилось так далеко, что его разные народы утратили связь с центром и между собой. Поэтому теперь потомки самого Эйсава - Западная, христианская цивилизация - будут расколоты на разные народы, непрерывно враждующие между собой и неспособные прийти к взаимопониманию. Что и наблюдаем по сей день. Между всеми Иванами и Джонами. (И Иосифами с Джо.)
Поэтому пришлось Яакову взять на себя эту роль, получить благословение отца и - пройти через четыре беды, соответствующие будущим четырем изгнаниям. И тем самым проложить дорогу потомкам, которые тоже через это прошли.
Ибо, по словам мудрецов (Псахим 87а), цель изгнания еврейского народа в том и заключается, чтобы к нему собрались прозелиты (герим). И это не только буквально люди, принявшие иудаизм, но и в целом «искры святости» (ницоцей а-кдуша), разбросанные по миру («Паним Яфот» гл. Лех-леха), например, положительные качества, которыми обладает каждый народ, и которые евреи могут перенять.
То есть цель - действительно выйти к внешнему кругу, каждой группе еврейского круга по своему радиусу к соответствующему народу на внешнем круге, соприкоснуться к ним, и, не растворяясь и ассимилируясь в нем, собрать у него «искры», притянуть все, что можно, к центру.
Но тогда получается, что изгнание - это не наказание, а наоборот, важная и почетная миссия! Почему же считается, что это последствие страшного греха разведчиков, которое, значит, можно и нужно было избежать?
Для этого нужно понять суть греха разведчиков. Который в любом случае требует объяснения: как же так, после всех чудес, которые Б-г содеял, и после достижения высшего уровня и принятия Торы, проявить к Нему такое недоверие, и испугаться после того, как Он гарантировал победу?!
Одно из многих объяснений дает Нецив. После того, как при Даровании Торы евреи достигли высшего уровня - и максимальной близости к Б-гу, они почувствовали, что, может быть, такая близость в чем-то… сковывает. И даже подвергает опасности. Так, малейшая жалоба в этой ситуация шла прямо «в уши Б-га» (Бемидбар 11:1), и наказание было немедленным и строгим. В царском дворце надо постоянно и неукоснительно быть подтянутыми и соблюдать все правила поведения, а то...
Но было примешано здесь и другое: после достижения высшего уровня возникает чувство, что мы уже все знаем и понимаем - и желание решать самим, делать свой выбор. В принципе, человеку действительно это дано, это называется взрослением, но не надо также забывать и о том, Кому ты обязан своими силами и успехом. И с Кем твои решения и путь должны быть согласованы. Но это сильному, успешному и независимому человеку может стать в тягость. Он же сам видит и может решить. Так не сделать ли связь с Б-гом менее прямой и непосредственной? Чтобы не стоял над душой, и чтобы больше было простора для решений и действий?
Уже при даровании Торы евреи сочли прямой контакт с Б-гом слишком напрягающим и интенсивным, и предпочли, чтобы Моше один говорил с Б-гом, а им только передавал сказанное (Дварим 5:20-24). (И уже тогда Б-г намекнул, что это был не самый желательный вариант - Раши, там же.)
Далее, именно по этой тропе пришли к греху тельца: уж если сложилось впечатление, что Моше не вернется, может, так даже и лучше? Без него не пропадем. В Б-га мы, конечно, верим, но вообще-то, мы и сами решим, куда нам идти, и своими силами сумеем всего добиться - обладая силой «быка».
Тогда раскаялись и были прощены, но изначальный уровень близости уже не восстановили.
А теперь - дальнейший этап того же процесса. Слишком близко тут к Б-гу, это сковывает и подвергает угрозе - лучше немного подальше от Него, даже если это означает меньшая очевидность Его присутствия и помощи в жизни, бо́льшая видимость господства законов природы.
Поэтому они попросили послать разведчиков. Пусть будет, как в «обычной» жизни. Разведаем, решим, как завоевать…
Таким образом, этот грех был не случайным, а продолжением падения, начатого грехом тельца.
А тот грех, в свою очередь, по словам мудрецов (Авода Зара 5а), был повтором греха Адама - ведь именно на его высший уровень евреи взошли при даровании Торы, но теперь вновь с него упали.
Поэтому, как и у Адама, грех заключался в отклонении от центра, от прямой связи с Б-гом. А Адам был соблазнен на свой грех, среди прочего, искушением змея, который обещал, что, вкусив плод, они с Хавой «станут как боги» (Берешит 3:5). То есть тоже головокружение от успехов и стремление к некоторой «автономии».
Но грех Адама мы уже уподобляли тому, как человек начинает курить: сначала он решает попробовать из любопытства или желания быть «крутым», но после того как вкусил и познал удовольствие, его начинает требовать не разум, а тело, и это уже становится привычкой, от которой трудно избавиться.
Так и в результате подобных грехов человек реально отдаляется от Б-га, перестает видеть его «напрямую», и ему уже действительно начинает казаться, что Его присутствие не столь очевидно, а помощь - не гарантирована. И от этого чувства трудно отделаться.
Так случилось и с разведчиками. Пожелав действовать в соответствии с законами природы и «жизни», они хотели оценить, насколько сложным будет завоевание Земли Израиля - и оно им показалось действительно слишком трудным и опасным. Они стали реально ощущать, что присутствие Б-г не столь очевидно, и Он вовсе не обязательно поможет. От этого чувства они не смогли отделаться, и таким образом скатились еще дальше по этому склону.
Б-г сказал: хотите идти по этому пути - пожалуйста. Но «наполнится славой Г-спода вся земля» (Бемидбар 14:21). Это значит: в конечном итоге вся земля должна наполниться знанием о Б-ге, Его присутствие должно стать очевидным для всех. В этом была и остается ваша миссия.
Только если бы вы пожелали и сумели остаться на высшем уровне, близко ко Мне, то ваша жизнь шла бы сверхъестественным образом, выше законов природы - и слава об этом ходила бы по всему миру. И вы были бы, как маяк, ярким светом озаряющий все вокруг и указывающий всем путь - а также магнит, притягивающий тех, кто хочет приблизиться к Б-гу, включая прозелитов, желающих попасть с внешнего круга на внутренний.
Но вы пожелали быть дальше от Б-га и в большей степени подвластными законам природы. Тогда ваша жизнь не будет столь известной и примечательной, ваш «магнит» ослабнет - и для сбора прозелитов и всех остальных типов «искр» придется вам самим отправляться в разные места, чтобы притягивать их там с более близкого расстояния. (Хотя вы все-таки останетесь в необходимой мере известными и примечательными, чтобы к вам по-прежнему приходили не в результате прямого воздействия - миссионерства, а автоматического притяжения, как к магниту.)
Так объясняет Ор а-Хаим.
Но ведь этот путь сбора «искр» проложил евреям праотец Яаков, перенявший эту роль у Эйсава и, в отличие от него, сумевший не влиться во внешний круг, а только приблизиться к нему, пройдя через свои беды. Значит, это все-таки было необходимо и неизбежно?
Ответ, как уже говорили, заложен в мидраше (Ваикра Раба 29:2). Показав Яакову в пророческом сне лестницу, по которой поднимается ангел каждого из четырех царств, но потом опускается, Б-г сказал ему: поднимись и ты! Но Яаков испугался: может быть, как они, поднявшись, опустились, так и я опущусь? На что Б-г ответил: нет, если ты поднимешься, то уже не опустишься! Но Яаков побоялся и не поднялся.
По этому поводу мидраш приводит стих в Теилим (78:32): «При всем том снова грешили они и не верили Его чудесам». Речь идет о евреях в пустыне, которые грешили и недостаточно доверяли Б-гу, несмотря на все Его чудеса. Но мидраш поразительным образом толкует стих как относящийся к Яакову, который «не поверил» и потому не поднялся. И Б-г постановил: если бы ты поверил и поднялся, то уже не опустился бы. Но теперь твоим потомкам предстоит подвергнуться четырем изгнаниям.
Объясняет Маараль (Нецах Исраэль 20): Б-г предложил Яакову, конечно, не просто подняться по лестнице, а взойти на высший духовный уровень. И тем самым закрепиться там и исключить возможность падения и негативного влияния четырех царств. Для себя и для потомков, которым он прокладывал путь. Но Яаков не поднялся.
Почему же? Поясняет рав Десслер (Михтав ме-Элияу ч. 3): он побоялся, что не хватит сил удержаться на том уровне. Воистину там закрепиться. Бывает, что человеку страшно сделать шаг, он не уверен в успехе, но он все-таки идет на этот шаг: постараемся, сделаем рывок, приложим максимум усилий, а там уж как Б-г даст. Если же из-за неуверенности человек воздерживается от такого шага, это признак, что в глубине души он действительно не готов, и так это раскрылось.
Из мидраша очевидно, что данный эпизод в жизни Яакова параллелен грехам его потомков в пустыне, тельцу и разведчикам. Ведь евреи тогда тоже не просто взошли на высший уровень, а потом взяли и скатились. Хотя Дарование Торы было вершиной, тем не менее, они еще должны были получить скрижали после 40-дневного пребывания Моше на Синае. Значит, пока они их не получили, их уровень еще не был закреплен. И не случайно 17 Тамуза произошел грех - как описывает Раши (Шмот 32:1), в результате особых усилий Сатана. Это значит, в тот день должно было произойти закрепление высшего уровня евреев, последний шаг к совершенству - и потому достигло максимума «сопротивление ветра». В результате этот последний прыжок к совершенству сорвался…
Подобное произошло и в случае разведчиков. Так объясняет рав Цадок (в книге «При Цадик») указания Моше перед разведкой: «И сделайте усилие, и возьмите от плодов земли» (Бемидбар 13:20) Это означает: сделайте особое усилие и постарайтесь исправить все отклонения плодов Древа познания - то есть последствия греха Адама для души, ее отклонения в результате увлечения теми плодами. В таком же духе рав Цадок объясняет и другие указания Моше осмотреть страну и определить, что и как в ней - все в духовном плане: что в ней «испорчено» семью народами, и что, таким образом, надо исправить.
И грех разведчиков тоже был соответствующим: они увидели, что не просто физически, вроде бы, невозможно победить те народы, но в духовном плане нет у евреев сил, чтобы преодолеть ту нечистоту. Не хватает заслуг, чтобы удостоиться овладения Святой Землей и ее очищения. По «духовным законам природы». То есть не поверили, что могут сделать особое усилие и достичь того уровня, «взять» Землю в духовном плане и закрепиться в ней.
И мы не вправе судить ни великого Яакова, ни то поколение евреев, которое тоже было великим и всеобъемлющим, и о котором сказано (Авода Зара 4б): с ними не должно было этого случиться. А случилось - чтобы преподать урок о раскаянии. Они должны были пройти через духовное падение, чтобы потом проложить путь через страдания и покаяние вновь наверх. Вот и Яаков должен был пройти такой путь, чтобы проложить им.
Итак, у нас вырисовывается четкая картина порядка «взлетов и падений» - они же «объединения и распады», сближение с Б-гом и единение всех в центре или отдаление от Него в разные стороны.
Сначала Адам достиг высшего уровня и центральности (да, именно достиг, а не был там создан, как уже обсуждали). Затем, побоявшись, что не удержится, да и предпочитая более «независимую» жизнь, он отклонился от центра и положил начало распаду своей единой и уравновешенной души на разные части, расположенные по кругу и имеющие разные точки зрения на центральную истину.
Поколение Вавилонской башни продолжило это отклонение и распад, и образовало круг народов, отчужденных друг от друга.
Авраам откололся от них и вернулся к центру, основав внутренний, единый, еврейский круг.
Эйсав вышел опять к внешнему кругу, пытаясь объединить его народы и привести к внутреннему кругу - продолжить процесс, начатый Авраамом. Но получилось наоборот - сам влился во внешний круг, распавшись на части - повторил путь поколения Вавилонской башни.
Тогда Яаков сначала попытался закрепиться на высшем уровне, так чтобы стать «магнитом», притягивавшим народы с внешнего круга на внутренний. Но ему это не удалось, и пришлось выйти к внешнему кругу, чтобы притягивать с более близкого расстояния. И хотя бы это ему удалось: в отличие от Эйсава, он не ассимилировался, только прошел через беды-изгнания, и в конечном итоге (после возвращения Йосефа и конца всех бед) вернулся на высший уровень.
Так он проложил путь потомкам, и прошли его и они. Сначала вновь достигли высшего уровня и единства при Даровании Торы, затем в результате тельца не сумели на нем закрепиться и отклонились от него, повторив грех Адама. А затем, в результате греха разведчиков повторили, но только отчасти, путь поколения Вавилонской башни и Эйсава - подверглись дальнейшему распаду и вышли к внешнему кругу, только удалось не ассимилироваться в нем, а собрать «искры» святости.
Но понятно, что последний этап и его борьба продолжается по сей день, и успех вовсе не всегда гарантирован. Но такова наша миссия, и ее продолжим выполнять.
Теги: Авраам, Недельная глава, Галут, Шлах, изгнание, Яаков, Адам, грех, Вавилонская башня, Эйсав, Золотой телец, Древо Познания, История еврейского народа, Грех разведчиков