Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Мы проходим по периоду неблагоприятного времени, начавшемуся 17 Тамуза, дня греха Золотого тельца. Это часть годового цикла, который, как мы установили в ряде статей, отражает духовный путь поколения евреев, вышедших из Египта. Оно содержало в себе души всех последующих поколений евреев. Поэтому после того, как в результате греха его душа раскололась на составляющие, каждая из них должна вновь проходить через этот цикл, каждый раз «исправляя» один его аспект.
Однако, вроде бы, не одни те евреи являются основателями этого цикла.
Известно утверждение Тура (Орах Хаим 417), что три праотца нашего народа связаны с тремя паломническими праздниками (регалим): Авраам с Песахом, Ицхак с Шавуотом, а Яаков с Суккотом.
Как именно?
А так, что и они прошли через подобный цикл. Проложив тем самым дорогу потомкам. Именно в этом смысл известного выражения маасе авот симан ле-баним - деяния отцов - знак того, что произойдет с сынами. Этот «знак» - не просто совпадение: отцы прошли тот же духовный путь, с теми же вызовами и испытаниями, какие потом предстоит пройти сынам, и тем самым продолжили им дорогу.
Авраам связан с Песахом.
К моменту его прихода мир погряз в идолопоклонстве. Как уже говорилось, это значит, отклонился от духовного равновесия, «золотой середины», в разные крайности. Вместо того чтобы быть «под Б-гом», связываться с Ним напрямую и постигать центральную Истину, стал видеть лишь посредников - ощущать мощь разных созвездий и сил природы, и идеологий. Отдалившись и от Б-га, и друг от друга в результате Вавилонского рассеяния, народы мира образовали вокруг центра слишком широкий и раздробленный круг.
Авраам же пошел наперекор этому процессу. Откололся от отклонившегося в крайности мира и начал путь к центру - заново открыл Единого Б-га и установил с Ним связь и близкие, личные отношения. И основал целый народ, который унаследует эту близость и сформирует более тесный, единый «внутренний» круг вокруг Скинии.
Мир в целом на том этапе не мог преодолеть центробежную силу рассеяния и сам вытянуть себя за волосы из болота идолопоклонства. Но один могучий человек - таки смог.
И тем самым продолжил путь всем, кто последует за ним. Это и есть путь каждого прозелита - вытягивание себя из внешнего круга к центру во внутренний. Поэтому говорят: (Хагига 3а): Авраам тхила ле-герим - Авраам, по сути, был первым «прозелитом», проложившим путь остальным. Первопроходцем, пионером - в изначальном смысле этого слова.
А также Авраам проложил это начало пути своим потомкам. Когда они вышли из Египта - тоже вырвались и откололись от крайностей идолопоклонства, и начали путь от отклонения в тех четырех направлениях обратно к центру.
Поэтому Авраам и связан с Песахом.
Ицхак связан с Шавуотом.
«Авраам породил Ицхака». Отколовшись от внешнего круга и отправившись к центру, он достиг высшего уровня, преодолев десятое, самое трудное испытание - Акедат Ицхак, готовность принести Ицхака.
Физически в последний момент ангел остановил Авраама, и Ицхак остался в живых. Но в то же время, по словам мудрецов, «пепел Ицхака всегда остается на жертвеннике перед Б-гом».
Как это?
А так, что в духовном плане Ицхак таки принес себя в жертву. Ведь, как уже обсуждали, корбан - это не столько «жертва», сколько «сближение». Зажигание «огня» внутри себя, чтобы «загореться» страстью и вдохновением, и «вознести себя» и приблизиться к Б-гу. И при этом испытать душевный подъем, трансформацию и реализацию.
Все это Ицхак проделал в буквальном смысле. Базируясь на построенном Авраамом основании, дошел до центра и таким вот образом «вознесся» к Б-гу.
И тем самым проложил потомкам путь от Исхода-Песаха к Дарованию Торы-Шавуоту. Поэтому именно в Шавуот становится пригодным для приношений новый урожай, отражающий новые жизненные силы народа, которые он получил для этого сезона, этой «мини-жизни». В Шавуот эти силы становятся пригодными для реализации и «вознесения» Б-гу.
А Яаков связан с Суккотом.
Суккот завершает годовой цикл праздников и сезон - ежегодный процесс сближения с Б-гом, начатый в Песах. И Яаков завершил процесс сближения с Б-гом - основания особо близкого к Нему еврейского народа, начатый Авраамом. Только Яаков произвел потомство, полностью ставшее еврейским, в отличие от предыдущих этапов, когда в разные стороны отошли Эйсав и Ишмаэль.
Однако если бы Яаков был связан только с Суккотом, его жизнь была бы… гораздо более спокойной и радостной. Ведь Суккот - это праздник подчеркнуто радостный. Сбор урожая домой и радость по поводу завершения процесса, «возвращение с поля» и сидение в сукке. В Песах надо куда-то выходить и отправляться (что Авраам и сделал), но в Суккот - сидеть в сукке, наслаждаясь обществом Б-га, никуда не выходя.
В конечном итоге Яаков так и делал. Но уже в самом конце жизни, после возращения Йосефа и перемещения в Египет. До этого его жизнь была гораздо менее спокойной и умиротворенной. Да, он все стремился к тому, чтобы «сидеть» - и изначально «сидел в шатрах» (Берешит 25:27), изучая Тору, и потом на одном этапе «осел» в Земле Израиля (там же 37:1). Но тогда Б-г счел это стремление преждевременным, и обрушилась на него беда Йосефа. А до этого были другие испытания. С того самого момента, как, по необходимости «вышел» Яаков из Беер-Шевы (там же 28:10).
Все эти испытания здорово потрепали Яакова, которому на всем их протяжении приходилось только мечтать о своих любимых «шатрах». Но не зря был пройден тот путь. По словам мудрецов, тем самым Яаков проложил потомкам путь в изгнании. Поэтому испытаний было четыре - они соответствовали числу тех будущих изгнаний потомков.
А ведь изгнания еврейского народа - это тоже не случайность, а часть цикла. Исторического. Схожего по механизму с другими циклами жизни. Исход из Египта, приход в Землю Израиля и построение Храма - свежая молодость, достижение высокого уровня. Последующая деградация и изгнания - духовное падение, утрата той свежести, изношенность. Но и обретение опыта.
А каким это соответствует этапам годового цикла?
Песах и подъем к Шавуоту - весна, молодость. А там - тоже не напрямую к Суккоту, а через трудности. После Шавуота - летний «перегрев», грех тельца 17 Тамуза, разрушение Храма 9 Ава, падение с достигнутого уровня. И только к осенним праздникам, кульминирующим в Суккот, - его восстановление.
Получается, что Яаков проложил не только завершение цикла и «сидение» в Суккот, но и весь трудный путь к нему.
Начиная с 17 Тамуза и того периода, через который мы сейчас проходим.
В свете этого любопытны следующие слова мудрецов (мидраш Ваикра Раба 29:2), которые проливают свет и на путь Яакова, и на путь евреев и нас с вами на этом этапе цикла. Речь идет о пророческом сне Яакова, в котором Б-г показал ему лестницу, стоящую на земле и восходящую в Небеса. А по ней поднимаются и спускаются ангелы.
Конкретно Яаков увидел, как по ней поднимается ангел каждого из четырех царств, подвергнувших наш народ изгнанию, но потом опускается. Сказал ему Б-г: поднимись и ты! Но Яаков испугался: может быть, как они, поднявшись, опустились, так и я опущусь? На что Б-г ответил: нет, если ты поднимешься, то уже не опустишься! Но Яаков побоялся и не поднялся.
По этому поводу мидраш приводит стих в Теилим (78:32): «При всем том снова грешили они и не верили Его чудесам». Речь идет о евреях в пустыне, которые грешили и недостаточно доверяли Б-гу, несмотря на все Его чудеса. Но мидраш поразительным образом толкует стих как относящийся к Яакову, который «не поверил» и потому не поднялся. В результате, по словам мидраша, Б-г сказал ему: если бы ты поверил и поднялся, то уже не опустился бы. Но теперь твоим потомкам предстоит подвергнуться четырем изгнаниям.
Объясняет Маараль (Нецах Исраэль 20): Б-г предложил Яакову, конечно, не просто подняться по лестнице, а подняться на высший духовный уровень. И тем самым закрепиться там и исключить возможность падения и негативного влияния четырех царств. Для себя и для потомков, которым он прокладывал путь. Но Яаков не поднялся.
Почему же? Поясняет рав Десслер (Михтав ме-Элияу ч. 3): он побоялся, что не хватит сил удержаться на том уровне. Воистину там закрепиться. Бывает, что человеку страшно сделать шаг, он не уверен в успехе, но он все-таки идет на этот шаг: постараемся, сделаем рывок, приложим максимум усилий, а там уж как Б-г даст. Если же из-за неуверенности человек воздерживается от такого шага, это признак, что в глубине души он действительно не готов, и так это раскрылось.
Из мидраша очевидно, что данный эпизод в жизни Яакова параллелен грехам его потомков в пустыне, тельцу и разведчикам. Ведь евреи тогда тоже не просто сели на высший уровень, а потом взяли и скатились. Хотя Дарование Торы было вершиной, тем не менее, они еще должны были получить скрижали после 40-дневного пребывания Моше на Синае. Значит, пока они их не получили, их уровень еще не был закреплен. И не случайно 17 Тамуза произошел грех - как описывает Раши (Шмот 32:1), в результате особых усилий Сатана. Это значит, в тот день должно было произойти закрепление высшего уровня евреев, последний шаг к совершенству - и потому достигло максимума «сопротивление ветра». В результате этот последний прыжок к совершенству сорвался…
И в случае разведчиков произошло подобное. Так объясняет рав Цадок (в книге «При Цадик») указания Моше перед разведкой: «И сделайте усилие, и возьмите от плодов земли» (Бемидбар 13:20) Это означает: сделайте особое усилие и постарайтесь исправить все отклонения плодов Древа познания - то есть последствия греха Адама для души, ее отклонения в результате увлечения теми плодами. В таком же духе рав Цадок объясняет и другие указания Моше осмотреть страну и определить, что и как в ней - все в духовном плане: что в ней «испорчено» семью народами, и что, таким образом, надо исправить.
И грех разведчиков тоже был соответствующим: они увидели, что не просто физически, вроде бы, невозможно победить те народы, но в духовном плане нет у евреев сил, чтобы преодолеть ту нечистоту. Не хватает заслуг, чтобы удостоиться овладения Святой Землей и ее очищения. По «духовным законам природы». То есть не поверили, что могут сделать особое усилие и достичь того уровня, «взять» Землю в духовном плане и закрепиться в ней.
И мы не вправе судить ни великого Яакова, ни то поколение евреев, которое тоже было великим и всеобъемлющим, и о котором сказано (Авода Зара 4б): с ними не должно было этого случиться. А случилось - чтобы преподать урок о раскаянии. Они должны были пройти через духовное падение, чтобы потом проложить путь через страдания и покаяние вновь наверх. Вот и Яаков должен был пройти такой путь, чтобы проложить им.
И как раз в случае Яакова лучше понятно, почему сорвалось: не то что он, Б-же упаси, хотел согрешить, но просто побоялся, что не получится прыжок, что не устоит, не удержит равновесие. Вот и потомки так. И урок здесь, опять же, нам самим: бывает, что надо просто дерзнуть и прыгнуть, уповая на Б-га, хотя и страшно. Но и если побоимся и спасуем, то будем далеко не первыми… И тогда придется идти к вершине более длинным и трудным путем. Через падения и изгнания. Путь по которым нам Яаков тоже проложил.
Можем даже конкретнее понять, в чем именно заключается этот путь, и как можно было его избежать.
По словам мудрецов (Псахим 87а), еврейский народ был послан в изгнание для того, чтобы к нему собрались прозелиты (герим). Причем, как поясняет автор книги «Паним Яфот» (гл. Лех-леха), речь не только буквально о людях, принявших иудаизм, но и в целом об «искрах святости» (ницоцей а-кдуша), разбросанных по миру. То есть, например, положительных качествах, которыми обладает каждый народ, и которые евреи могут перенять. Так эти качества внесут свой вклад в общую уравновешенность характера, близкого к изначальной центральности характера Адама, и помогут туда вернуться.
И становится понятно, почему этот процесс должен был произойти именно на данном этапе, который прокладывал Яаков.
Авраам самовытянулся из болота идолопоклонства не для того, чтобы уйти в самоизоляцию, пусть весь мир и был болен язычеством, а для того чтобы связаться с этим миром по-другому. Ведь, прибыв в Землю Израиля, он открыл свой шатер на все четыре стороны, чтобы со всех концов мира к нему приходили люди. Что же изменилось? Принадлежность территории. На старом месте Авраам не был хозяином положения, это была не его территория, и потому он не мог на том этапе полностью победить идолопоклонство. Но принимая людей у себя, будучи хозяином, он мог заразить их своей, «хорошей болезнью» - любовью к Б-гу. (Вот бы и в медицине так!)
Но полностью передать на том этапе эту близкую связь с Б-гом он сумел только по наследству, и его сын Ицхак, как сказано, достиг в этом высшего уровня. Чем проложил дорогу и потомкам.
Но как же остальной мир, который не полностью смог привлечь к себе Авраам?
Его тоже надо как-то очистить.
И изначально, как уже обсуждали, именно такой миссией был наделен сын Ицхака… Эйсав. Яаков должен был «сидеть в шатрах», сохраняя достигнутый Авраамом и Ицхаком уровень, подобный Адаму до греха, а Эйсав - выйти в «поле» и заняться внешним миром. Ицхак сказал ему: «Возьми свои орудия, твою перевязь и твой лук, и выйди в поле, и налови мне добычи» (Берешит 27:3). И мудрецы (мидраш Берешит Раба 65) толкуют: «свои орудия» - это Вавилон, «твою перевязь» - это Персия, «твой лук» - это Греция, «и выйди в поле» - это Эдом-Рим. То есть Эйсав должен был иметь дело с этими четырьмя основными силами внешнего мира, царствами, окружающими еврейский круг. Ему предстояло бороться с «центробежной силой» греха Адама и поколения Вавилонской башни, и потянуть эти силы царств к себе, к духовному центру, к Ицхаку. Либо самих людей потянуть в центр со всех четырех сторон света, либо, если не получится, хотя бы питающие их духовные силы - перенять те положительные качества, которые у них все-таки есть, и вернуть в центр - к своей умеренной форме.
Но Эйсав в этой духовной борьбе потерпел провал. Вместо того чтобы других вытянуть из болота, сам дал себя втянуть. Возможно, поэтому Авраам, по словам мудрецов, умер на 5 лет раньше запланированного - чтобы не видеть, как Эйсав прошел полностью противоположный процесс. Если Авраам самовытянулся из болота, то Эйсав и других не смог вытянуть, а только сам втянулся.
И его роль пришлось перенять Яакову.
Но ему, на его уровне был дан шанс вообще никуда не выходить. А как же он внешний мир исправит?
По сути, этот вопрос задают Ор а-Хаим и Аризаль: до того, как евреи были изгнаны со своей земли, как выполнялась задача сбора «искр святости»?
И отвечают: до изгнания духовный уровень евреев был достаточно высок, чтобы им не приходилось куда-то идти и собирать эти «искры» - они сами к ним слетались, как к магниту. На высоком уровне евреи удостаивались открытых чудес, у них был Храм, в котором явно присутствовал Б-г, и слава об этом разлеталась по всему миру. Поэтому, кто был расположен, тот слышал и приходил. И только после падения уровня и прекращения открытых чудес «магнит» ослаб, и пришлось евреям идти в изгнание и перемещаться непосредственно в разные страны, чтобы там привлекать эти искры на более близком расстоянии. Присутствие Б-га в жизни евреев по-прежнему можно распознать, но неявное, со скрытыми чудесами, и потому - только наблюдая их жизнь вблизи.
Вот и Яакову был дан шанс «подняться» - на такой духовный уровень, что его (и его потомков) уже не покинуло бы явное Б-жественное присутствие. Тогда весь мир бы озарился, и присутствие Б-га, и Его единство стало бы очевидно всем. Но Яакову тогда и евреям впоследствии не удалось «подняться» (за что, как сказано, мы судить их не можем). Поэтому пришлось им отправляться в изгнание - Яакову к Лавану и дальнейшим раздражителям, евреям - в четыре царства. И собирать по искорке.
А мечту об озарении всего мира и признании всеми единства Б-га оставить на будущее. Когда мы вернемся на уровень Адама, как Яаков к концу жизни. Тогда «объединятся они все вместе, чтобы исполнять волю Твою от всего сердца» (молитва Рош а-Шана).
Да наступит это в скором времени!
Теги: Авраам, Суккот, Песах, Шавуот, 9 Ава, Тамуз, Яаков, 17 тамуза, Эйсав, Египет, еврейская история, Сукка, Исход из Египта, Золотой телец, Гиюр, коронавирус, карантин, Ицхак, Бейн аМецарим, Грех разведчиков, Самоизоляция, Лестница Яакова, Акеда