Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Новое правительство Израиля — от каната к бобслейному желобу

Отложить Отложено

Но некоторые объединеннее других?

В Израиле баальшие новости - новое правительство, которое впервые за 12 лет возглавляет не Биньнямин Нетаньяху, давно известный всем как Биби, а кто-то другой. Конкретно - Нафтали Беннет в ротации с Яиром Лапидом, пока занявшим пост главы МИДа. А также целый ряд других политиков, представителей самых разных партий и идеологий, от формально крайне правых до крайне левых и даже арабов, объединенных лишь стремлением сместить с поста премьера того самого Биби.

Последний занимал свой пост рекордные для Израиля 12 лет, в результате чего в последние годы страна делилась уже не на сторонников тех или иных политических идей, а на сторонников и противников конкретного человека, который одним очень нравился, а другим очень не нравился.

И пришедшее ему на смену правительство, среди прочего, пообещало преодолеть поляризацию и объединить народ, работать на благо всех людей. А то слишком много с обеих сторон было сказано нехороших слов, так давайте, ребята, жить дружно.

Что ж, преодолевать расколы, объединять и жить дружно - это хорошо. Если такое случится реально.

Но вот вопрос: среди сказанных нехороших слов многие касались не только Биби, но и его партнеров по коалиции - ортодоксальных евреев. Целый ряд претензий к ним, в том числе и в не очень вежливой форме, озвучил Авигдор Либерман, который вступил в новое правительство и, судя по всему, вовсе не отказывается от своих прежних слов и намерений. А в таком случае, о каком единстве и работе на благо всех людей сможет пойти речь?

Похоже, что о таком, на какое намекнул новоиспеченный министр иностранных дел Лапид (который раньше озвучивал все претензии к ортодоксальным евреям, а теперь уступил эту роль «злого следователя» Либерману, сам приняв более чинное выражение лица). Он сказал, что постарается восстановить хорошие отношения с теми американцами, которые были недовольны Биби.

Это значит, во-первых, тамошними либералами, сторонниками партии демократов, которые в последнее время были недовольны Израилем и Биби в частности (а симпатизировали больше правые, республиканцы, Трамп). Хотя кто здесь виноват - другой вопрос, те демократы теперь вообще не очень хорошо понимают Израиль, и не факт, что смена премьера устранит причины для их недовольства. Действительно хотелось бы жить дружно со всеми, но вот получится ли?

А во-вторых, Лапид постарается восстановить отношения с американскими евреями, которые «больше, чем союзники, они – семья. Мировое еврейство, все течения иудаизма: реформисты, консерваторы, ортодоксы».

Так, все ясно. «Ортодоксы» и без усилий со стороны Лапида поддерживали Израиль и и защищали от всех обвинений, исходящих от тех же демократов в «дискриминации» бедных палестинцев, «чрезмерном» применении силы в Газе и т. д. «Ортодоксы» действовали именно как «члены семьи» и ощущали себя таковыми. Недовольны были «реформисты» и «консерваторы», течения которых Израиль не признавал частью иудаизма наравне с ортодоксальным. Потому что они и не могут называться «иудаизмом», на самом деле являясь, по сути, другой религией. Нет, люди-то, которые их придерживаются, - евреи, если родились от еврейской матери. Но их религия, идеология не является иудаизмом, как не является им идеология еврейских христиан или еврейских большевиков. В Израиле сторонников этих течений доселе почти не было, и было принято традиционное определение иудаизма - «ортодоксальное». Человек мог быть либо вообще не религиозным, либо религиозным - и тогда придерживаться ортодоксального иудаизма. Всем было ясно, что уж если религия, то такая.

Но на Западе, особенно в Америке много было евреев, придерживавшихся «реформистского» и «консервативного» течений, и они были недовольны, что в Израиле, провозгласившем себя домом всех евреев, их течения не признавали. Например, людей, которых они обращали в еврейство своим гиюром, не признавали евреями. Или не выделяли для их молитв и ритуалов место у Стены Плача наравне с ортодоксальными евреями. Ну вот, а теперь признают и выделят, и таким образом устранят их недовольство, «помирятся с братьями» и «восстановят единство в семье».

Вот только станут теперь недовольными ортодоксальные евреи, для которых это будет означать подрывание основ истинного иудаизма, да и угрозу реального раскола, ибо они не смогут признать евреями тех, кто прошел реформистский гиюр или родился от разрешенных реформистами браков евреев с женщинами из других народов. Но этих «ортодоксов» в любом случае некоторые члены нового правительства давно хотели «приструнить», и вот под каким соусом это, похоже, будет поднесено: не раскол в семье, между светскими и ортодоксальными евреями, а якобы объединение в той же семье - между светской израильской частью и американской реформистской и консервативной. Что поделаешь, всем не угодишь, и некоторые будут объединеннее других… Главное - правильно выбрать, меньшее из зол!

Надо подчеркнуть: ортодоксальные евреи относятся ко всем евреям без исключения именно как к братьям и семье, и мечтают о единстве с ними. Просто, если твой брат следует ложной идеологии, которая может завести его в тупик и по факту оторвать его род от семьи, надо помочь ему не признанием этой идеологии, а информированием об ее опасности.

Но этого в данном случае явно сделано не будет, и боюсь, что «единство» будет достигаться именно вышеописанным способом. Хочу, чтобы этот прогноз оказался ошибочным.

Осторожный Биби и рисковый Беннет

В то же время представляется, что можно также отметить один аспект, указывающий на продолжение заботы Б-га о своем народе, кто бы им ни управлял.

В мире, особенно там, где умами правят Западные СМИ, давно установилось довольно негативное мнение о Биби. Причина простая: он представляет правое крыло политики. А с некоторых пор для СМИ, которые обычно склоняются в леволиберальную сторону, любой правый - уже «ретроград», «националист», а там недалеко и до «расиста» и «фашиста». Тем более что Биби на практике выступал против «мирного процесса» с палестинцами, запущенного в 90-е годы: сторонники видели в том процессе чуть ли не наступление мессианской эры, поэтому Биби, который выступал против и замедлил процесс, был воспринят ими как злодей, который «все испортил». (С тех пор леволиберальные политики и СМИ многих в мире стали принимать за таких злодеев.)

Хотя на самом деле тот «мирный процесс», базировавшийся на идее, что за уступки палестинцам от них можно будет получить мир и признание Израиля, был опасной иллюзией. Уступки только больше разжигали аппетит палестинцев, а что у Израиля нет прав на существование им было внушено с детства всей системой образования и воспитания, так что реальных шансов на мир с ними никогда и не было.

Поэтому Биби, который выступал против, был в этом на самом деле не «врагом мира» и «ястребом», и уж точно не «расистом», а просто осторожным. Доказательство: как только представилась возможность установить мир с умеренными арабскими странами, не угрожавшими Израилю - ОАЭ, Бахрейном, Марокко - Биби с готовностью это сделал.

А осторожность его проявилась и в другом: что бы там ни говорили о его «воинственности», на самом деле он и войн избегал. Положение Израиля такое, что полностью избегать войн и разных операций просто невозможно. Враг воистину не дремлет, и, как сказал тот же Биби, «если арабы в одностороннем порядке сложат оружие, будет мир. Если Израиль в одностороннем порядке сложит оружие, не будет Израиля». Но все-таки даже целый ряд западных аналитиков отметили: по сравнению с тем, что могло бы быть, Биби был довольно сдержанным, где мог, избегал войн, а если и начинал, то сравнительно быстро кончал и шел на перемирие. Действительно, внутри страны его тогда, если и критиковали, то скорее за слишком поспешное перемирие, до того, как были достигнуты все цели операции, и враг достаточно ослаблен и сдержан. Тут уже вопрос мнений и реальных возможностей, и по этим вопросам Биби придерживался осторожной линии.

То есть в целом Биби стремился избегать рисков: поэтому не шел ни на чрезмерные уступки, грозившие сдачей плацдарма врагу, ни на чрезмерную эскалацию и войну. Стремился как можно прочнее закрепить создавшийся статус-кво и не менять ни туда, ни сюда, поддерживать стабильность. В конечном итоге, так произошло и с последним местом его работы: закрепился в кресле премьера дольше всех своих предшественников.

А вот Беннет, как пронаблюдал один журналист, наоборот, не только амбициозен, но склонен рисковать и часто менять направление в жизни, нигде особенно не застаиваясь. В армии умудрился попасть в самые элитные войска, пройдя все необходимые тренировки, но ушел после 6 лет службы, сравнительно короткого срока. Затем переместился в Америку, где основал свой бизнес и стал мультимиллионером, но продал этот бизнес 7 лет спустя. Затем пошел в политику, стал помощником Биби, но уже 2 года спустя рассорился и стал конкурентом. Возглавил хиревшую к тому времени партию религиозных сионистов (назвав ее «Еврейский дом»), которая под его началом освежилась и стала привлекать голоса на выборах. Но 5 лет спустя, недовольный внутренними условиями в партии, вышел из нее и основал свою - по замыслу уже не нишевую, а мейнстримную, альтернативу Ликуду («Новые правые»).

Это был очень самоуверенный поступок и большой риск, который не оправдался: новая партия вообще не прошла процентный барьер и осталась за бортом. Оказалось, что, пока Беннет возглавлял старую партию религиозных сионистов, люди голосовали именно за нее во главе с ним, а не за него лично. (Бывают партии, которые, пусть и с провозглашенной идеологией, по факту являются партиями одного человека, который сам по себе бренд, и люди голосуют именно за него. Но, как оказалось, не здесь.) И тут был бы в его карьере большой провал, если бы не «повезло»: те выборы, апреля 2019 г., оказались первыми из аж четырех (на данный момент), по результатам которых не удавалось сформировать коалиционное правительство, и приходилось снова идти на выборы. Так Беннет получил шанс «переиграть» ситуацию, и уж с тех пор побеспокоился о том, чтобы избежать подобных рисков.

Хотя и сейчас, можно сказать, рискнул: оставаясь по идеологии правым и баллотируясь на этой платформе, возглавил правительство, в которое входят и противоположные ему по идеологии левые, и арабы. С ними ему будет трудно управляться, а тем временем он разочаровал многих из своей базы справа - не для того они голосовали за него, чтобы получить такое правительство, и теперь обвиняют его в предательстве.

Разные способы балансировки

А теперь вопрос: хорошо ли это, когда страну возглавляет человек, склонный к риску и резким движениям?

Бывает, конечно, что нужны решительные действия и просчитанный риск. И как раз Израилю периодически приходится наносить превентивные удары по террористам и врагам, которые не дремлют, например, сегодня по иранским объектам и агентам в Сирии. И Биби, несмотря на всю свою осторожность, это делал, иначе не выжить.

Но в то же время Израиль находится в такой ситуации, что нужно постоянно тонко балансировать, как канатоходцу. С одной стороны, отвечать достаточно жестко и решительно, чтобы сдерживать врагов, которые иначе сомнут. Но с другой, избегать слишком частых и крупных эскалаций, которые опасны по причине той же уязвимости Израиля. И на дипломатическом фронте, с одной стороны, строить и поддерживать дружеские отношения с как можно большим количеством стран, особенно с великими державами, но с другой, не поддаваться их давлению, когда убеждают «для нашего же блага» идти на опасные уступки палестинцам. Немного вправо, немного влево, но не слишком, ни туда не сюда.

Так вот, Биби, со своей осторожностью, в сочетании с искусством политического маневрирования, умудрялся поддерживать такой баланс и долго идти по канату. А Беннет сумеет ли?

Только время покажет, но пока что, возможно, Б-г специально устроил одну вещь в качестве помощи Израилю на данном этапе.

Сам Беннет, хотя всегда хотел стать премьером, все-таки не таким образом надеялся это осуществить. Он по идеологии скорее правый, и левые партии в правительстве будут ему помехой. А если и захочет сделать шаг влево (парадоксально, но часто именно правые политики, «ястребы» идут на мир), другие правые партии в правительстве не дадут. Да и вне зависимости от идеологии просто трудно управлять коалицией, настолько разношерстной, что получаются лебедь, рак и щука. С точки зрения Беннета, это далеко не идеальная ситуация, необходимое, но зло.

Но с точки зрения нужд страны - возможно нет. Такая коалиция его свяжет, и он не сможет осуществлять слишком крутые повороты ни направо, ни налево? Оно и хорошо! По характеру он склонен к резким движениям и рискам, а этого как раз не надо, опасно. Пусть лучше будет скован в своих действиях и придерживается более тонкого балансирования. Поэтому, кто знает, может быть, Б-г специально устроил, чтобы единственным способом для Беннета сесть в кресло премьера стал именно такой: возглавить особо разношерстное правительство, с представителями всех краев идеологического спектра, которые не позволят каждый уходить слишком далеко к противоположному краю.

Биби в силу своего характера мог поддерживать баланс единолично, даже с узкой коалицией, вот ему и давалось ее сформировать, и ходить «по канату». А Беннет не сможет сам поддерживать такой баланс - вот ему и пришлось возглавить широкую коалицию, которая «поможет» ему поддерживать баланс сковыванием. Даже если захочет быстрой езды, она будет в рамках глубокого желоба, как в бобслее.

Если, конечно, эта коалиция не развалится и не обречет страну на очередные выборы. Здесь уж только время покажет, и бессмысленно пока делать дальнейшие прогнозы. Поживем - увидим.

Теги: США, Политика, америка, Ортодоксальные евреи, Актуалия, Арабо-израильский конфликт, Гиюр, единство еврейского народа, государство Израиль, Харедим, Взаимопонимание, Реформистский иудаизм, Смешанный брак, Нетаньяху, Беннет