Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Люди-десятины и люди-возношения

Отложить Отложено

Жажда власти или служения?

В нашей главе Корах взбунтовался после того, как Моше не назначил его на желаемую должность вождя семьи Кеата. И заявил: Моше вообще все назначения сделал не по указаниям Б-га, а по своей прихоти, сам стал де-факто царем, брата Аарона сделал первосвященником. И настроил своей агитацией против Моше и Аарона весь народ.

Но вот что интересно. Чего именно хотел Корах?

На первый взгляд, власти. Поэтому ожидал назначения на должность вождя своей семьи. Да и по характеру явно был «амбициозный политик», обладавший харизмой и лидерскими качествами, умел агитировать и вести за собой людей. Кто ему поверил, явно посчитал «демократическим оппозиционером».

Однако при рассмотрении, сказав общие слова протеста о Моше и Аароне вместе (почему вы вознеслись над всеми, когда все святые), Корах возжелал получить именно должность Аарона - стать первосвященником. Слова самого Кораха Тора больше не приводит, но Моше, реагируя, предлагает Кораху и его людям принести на совках благовоние, как, мол, они того и желают, чтобы Б-г сделал очевидным, кого Он выбрал на должность первосвященника. И, укоряя Кораха и его людей, Моше говорит: мало вам быть левитами, так хотите еще и священнослужения - кеуна, то есть быть коаним?! Нет, вы бунтуете против Б-га, «а Аарон что он, чтобы роптать на него» (Бемидбар 16:5-11)

Итак, Корах хочет стать именно первосвященником, его не устраивает то, что этот пост занимает вместо него Аарон. А против Моше бунтует потому, что дал это назначение Аарону. То есть, если бы Моше этого не сделал, а дал шанс ему, Кораху, все было бы в порядке! Как Корах, собственно, и сказал: если себя ты сделал царем, то не следовало тебе назначать на пост первосвященника своего брата! (Раши там же 16:3) А само то, что себя ты сделал царем, меня не очень волнует.

Но если Корах жаждет власти, то ею обладает именно царь - Моше. Как мы уже обнаружили, Моше являет собой «мужскую» силу и представляет Б-га в качестве «жениха», а Аарон являет собой «женскую» силу и представляет, и воплощает еврейский народ в качестве «невесты» Б-га. Которая заведует Его «домом» - Скинией, и подает Ему там «еду» - приношения.

Так кем хочет Корах тут быть? Если у него амбиции и лидерские качества, то должен хотеть стать именно царем, «мужской» силой! Или как?

Объясняет Маараль в комментарии к Торе «Гур Арье»: Корах действительно не претендовал на место Моше, и претензией было лишь назначение Аарона. Поэтому он и сказал:  «Почему вы возвышаетесь?» - вместе, оба, не только Моше, но и Аарон.

К самой власти Моше претензий не было потому, что это нормально: каждому народу нужен лидер, будь то царь или президент, который принимает решения и всех ведет. Анархистом Корах не был, поэтому не мог заявить, что «весь народ» должен править вместо одного человека, а самому занять место Моше - для этого не было оснований, почему народ должен предпочесть одного царя другому?

Поэтому претензия, с которой он выступил, была иной: все святые! Святость - это посвященность и приближенность к Б-гу, право служить Ему, совершать приношения. Это именно та позиция, которую занимает Аарон - и почему он один, все мы «святой народ»!

Но разве не могут быть разные уровни святости? Может быть, Аарон как выдающийся праведник добился особой святости и потому заслужил этой позиции, посвященности и близости больше других?

Принести, отдать или вознести?

Я слышал такую интересную вещь. Есть несколько типов посвящения объектов - или людей - Б-гу. А именно:

Есть первенец (бхор). Он лишь частный случай общего принципа посвящения и отдачи Б-гу «первого [плода]», решит - «начала». От животных - первый детеныш скота должен быть посвящен Б-гу и принесен в качестве жертвы (а мясо съедает коэн). А также первая состриженная шерсть (решит а-гез) должна быть отдана коэну. От растений - первые плоды (бикурим) семи видов, которыми славится Земля Израиля, должны быть отмечены и принесены в Храм и отданы коэну.

Есть десятины (маасер): от животных - каждого десятого надо принести в жертву, от растений - десятины урожая.

И есть трума - часть урожая, которая тоже отдается коэну. Буквально слово трума означает «возношение», от слова леарим - «поднять», «вознести». Также оно обозначает пожертвования, например, для строительства Скинии (Шмот 25:2).

Какая разница между всеми этими типами?

 

Все «первые» плоды с самого начала их существования уже «святы» и «посвящены» (кадош) Б-гу, и человеку надо лишь их физически принести и отдать Ему. «Посвяти (кадеш) Мне всякого первенца» - говорит Тора (Шмот 13:2), и, по словам мудрецов, первенец животных «посвящен уже с утробы». А затем «первые плоды всего, что на их земле, которые принесут Г-споду, тебе (коэну) будет это» (Бемидбар 18:13). «И возьмешь от начатка (решит) всякого плода земли, который принесешь» в качестве бикурим. «И Эвель, принес также он из первородных (бхорот) стада своего» (Берешит 4:4).

Идея и посыл - все на свете принадлежит Б-гу: «Ибо от Тебя все, и из того, что в Твоей руке, мы отдали Тебе» (Диврей а-Ямим I 29:14), и мы это признаем, отдавая ему хотя бы «первые» плоды.

 

В отличие от этих плодов, десятины изначально не принадлежат Б-гу - их надо Ему «дать» (а не только «принести»). Причем и это не просто так, а как бы в качестве «сделки»: мы Ему десятины, а Он нам какие-то блага.

Еще наш праотец Яаков сказал (Берешит 28:20-22): «Если будет Б-г со мной и будет хранить меня на этом пути… и даст мне хлеб… и платье… и я возвращусь с миром в дом отца… То.. от всего, что Ты мне дашь, отделю Тебе десятину». Сделка: если Ты даешь мне, то я Тебе.

А ранее Авраам «отдал ему [Малкицедеку, священнику] десятину от всего» (там же 14:20). «Когда завершишь отделять все десятины твоего урожая… и дашь левиту, пришельцу, сироте и вдове… то скажешь перед Г-сподом»: я отдал и сделал все, как полагается, «окинь же взглядом… и благослови Твой народ Израиля, и землю, которую Ты дал нам» (Дварим 26:12-15). Я отдал десятины, а Ты дай нам благословение, ведь таковы условия сделки.

Идея - человек все-таки создан для того, чтобы самому трудиться и чего-то достигать, поэтому с ним надо обращаться, как с «взрослым», дать ощущение независимости и полноценности, что он чуть ли не равный партнер в «сделке» с Б-гом. Сам чего-то достиг, и плоды деятельности принадлежат ему, только надо помнить, Кто тут хозяин и от Кого продолжаешь зависеть, и поддерживать хорошие отношения - отдать часть, чтобы и Он продолжил тебе благоволить.

 

Трума же - еще один тип. Ее «поднимают», «возносят» - выделяют из остального как более высокое - лучшее. И делают «святым» (кодеш) - посвященным Б-гу.

«Возносите (тариму) все возношение (трума) Г-споду, от всякого тука (хелев) освящаемую долю (микдашо)» (Бемидбар 18:29). Хелев означает лучшее, особо качественное из того, что есть. Эвель тоже принес не только из первенцев, но и из хелвейен - лучших, самых тучных животных.

Посвященные, отданные и вознесенные люди

А теперь: первые плоды, как сказано, могут быть как растений и животных, так и людей. Люди-первенцы тоже посвящены Б-гу, не в том смысле, что их надо приносить в жертву, а в том, что они сами должны посвящать себя Б-гу, служению Ему.

А десятина и трума?

Тоже!

 

Кому отдают десятину урожая? Левитам. А они сами - тоже отданы Б-гу для служения Ему.

(Они не «десятая часть», поскольку колен не 10, а 12? Нет, «десятина» животных тоже вовсе не всегда в точности десятая часть - ведь не всякое число поделишь на 10. Животных просто проводят через калитку, и каждое десятое помечается, поэтому даже если их 19, отдается лишь одно.

Все равно, Леви - не десятый сын Яакова, а третий? По словам Мидраша (Танхума Корах 12), он десятый, если отсчитывать - «пропускать через калитку» - с младшего, Биньямина.)

Но, как и десятина, в отличие от первенцев, которые изначально, с утробы принадлежат Б-гу, левиты изначально Ему не принадлежали, а «отдали» Ему себя - примкнули к Моше и выступили «за Б-га», и покарали виновных в грехе тельца (Шмот 32:26-29).

А также, как и десятина, их «отдача» и служение с Б-гу сопровождаются «сделкой»: они служат Б-гу, а также преподают народу Тору, а за это получают десятину в качестве «зарплаты».

Отсюда параллели и в выражениях Торы в отношении десятин и левитов:

Авраам, как сказано «отдал ему [Малкицедеку, священнику] десятину от всего» (Берешит 14:20).

А в отношении левитов Б-г сказал Моше: «И отдай левитов Аарону и его сыновьям; отданы, отданы они ему от сынов Израиля… Я взял левитов из среды сынов Израиля…» (Бемидбар 3:10. 12). «Ибо отданы, отданы они Мне из среды сынов Израиля… вместо каждого первенца взял Я их Себе… Ибо Мой всякий первенец… Я посвятил их Себе. И взял Я левитов вместо всех первенцев… И отдал Я левитов Аарону» (там же 8:16-19). «И взял Я ваших братьев, левитов, из среды сынов Израиля, вам в дар они отданы, Г-споду» (там же 18:6).

Первенцы - «Мои», «посвящены» изначально, левиты - «взяты» и «отданы».

Таким образом, левиты сами воплощают ту самую десятину, которая им дается. И потому она им и дается в качестве пропитания - подходит, тот же тип вещества, из которого они уже «сотканы».

 

А коаним получают труму. «Вознесенную» и «посвященную» как лучшая часть из того, что есть.

И они сами такие: «И облачи в них [особые одеяния] Аарона, твоего брата, и его сынов… и освяти их, чтобы служили Мне… И вот что сделаешь им, чтобы освятить их на служение Мне…». (Шмот 28:41, 29:1)

А также коаним берут «посвященных» Б-гу животных и совершают в Скинии/Храме приношения - корбанот, буквально «приближения» (как уже неоднократно обсуждали, именно в этом суть), И их самих тоже… «приближают».

О приношениях сказано: «Ко входу в Шатер собрания [т.е. Скинии] приблизит его… перед Г-сподом… А внутренности и ее голени омоет водой…» (Ваикра 1:3, 9).

А о коаним: «А Аарона и его сыновей приблизь ко входу в Шатер собрания и омой их водой» (Шмот 29:4).

И когда Корах захотел себе того же, Моше ответил: «Утром [наступит], и даст Г-сподь знать, кто принадлежит Ему и кто свят, и его приблизит к Себе. Кого изберет, того приблизит к Себе» (Бемидбар 16:5).

А также изначально, «когда родится теленок или ягненок, или козленок, то пробудет семь дней под своей матерью, а начиная с восьмого дня и далее, будет угоден для… жертвы Г-споду» (Ваикра 22:27).

А коаним при посвящении получили указание: «При входе в Шатер собрания находитесь… семь дней… И было, на восьмой день призвал Моше Аарона и его сынов» (там же 8:35 - 9:1), и дал указание о жертвах, которые надлежало начать приносить.

И не только приношениям, которые совершают коаним, они сами уподоблены, но и Скинии, в которой они их совершают - начиная с того, что ее пожертвования на ее постройку тоже были «возношением» - трумой. Но не только:

«И сделай масло для священного помазания… И помажь им Шатер собрания, и ковчег… и стол… и светильник (Менору)… и жертвенник… И освяти их» (Шмот 30:25-29).

«И Аарона, а его сыновей помажь и освяти их, чтобы служили Мне» (там же 30:30).

Вообще, все указания об облачениях коаним и их посвящении даны посередине указаний о постройке Скинии, в главах Трума и Тецаве. Такое впечатление, что коаним - это как бы «часть Скинии». В английском есть выражение «part of the furniture» - «часть мебели», когда кто-то где-то постоянно находится и как будто «встроен» в это место, является его неотъемлемой частью, как мебель в комнате. Так вот, здесь, похоже, это в большей степени буквально.

Уже говорили, что суть приношений - человек сам становится «жертвенником» и в себе «зажигает огонь», дым которого «возносится до Небесного Трона». Так вот, в более широком смысле все евреи должны стать «Святилищем», как Скиния, чтобы Б-г обитал не только в «ней», но и в «них». Поэтому устройство Скинии в духовном плане отражает устройство человека - и мира (и работы, совершаемые при постройке Скинии - те же, что совершенные Б-гом при сотворении мира и приостановленные в Шабат). А разрушение Храма отражает разрушение и распад человека и мира.

Но коаним - особая часть евреев, которые в еще большей степени уподоблены Скинии и связаны с ней - и с процессом приношения, который в ней происходит. Будучи сами вознесены, посвящены и приближены, они питаются вознесенной и посвященной трумой, приносят («приближают») вознесенные и посвященные приношения в вознесенной и посвященной Скинии.

Особые по качеству или по выбору?

Теперь можно понять претензию Кораха.

Почему Аарон назначен первосвященником?

Потому что «вознесен» и «посвящен», и «приближен» к Б-гу как лучшая часть народа.

А почему это он лучший? Просто потому, что он такой? Как самые тучные животные посвящаются и приносятся потому, что они такие. А не потому, что как-то добились этого состояния. Конечно, лучший среди людей - не тучный (хотя некоторым, наверно, понравилась бы идея), а праведный. Но, похоже, если Аарон таким и является, то по природе, естественным образом. Его сыновья уж точно просто выросли в такой семье. (Да и физически все-таки тоже надо быть «лучшим», поэтому коаним с физическими изъянами непригодны к службе. Хотя это не их вина, а кто без изъянов, соответственно, не добивался этого.)

То ли дело левиты - они такие по выбору. Их «отдали» потому, что они сами «отдались» Б-гу, сделали выбор «встать на Его сторону» после греха тельца, отказавшись присоединяться к грешникам и не поддавшись их давлению - тогда как Аарон не смог их контролировать и в определенной мере таки поддался!

И в Египте тоже левиты отказались присоединяться ко всем евреям, откликнувшимся на призывы египтян участвовать в стройках, сопротивляясь давлению, и таким образом избежали рабства, а продолжили изучать Тору.

И, тем не менее, выбран был именно Аарон и приближен больше них. Почему же?

Как уже говорили, Аарон воплощает народ как «невесту». Но это Корах и подметил - и это его возмущало: по словам мидраша (Бемидбар Раба 18:4), как раз он ворчал о том, что «привел Моше своего брата Аарона, нарядил его, как невесту, и ввел в Скинию».

Потому что Аарон таким образом воплощает весь народ? А может быть, потому что он как невеста, которую жених выбрал только потому, что влюбился в нее, вот и нарядил по-особому, и привел в свой дом - ведь любовь зла, и с точки зрения объективных заслуг другим может больше причитаться близость.

Такие мысли были у Кораха, когда поднял свой бунт. Не власти он хотел - все-таки он был достаточно великим человеком, чтобы в этом плане не соблазняться. Как большинство евреев того поколения, он желал близости к Б-гу. Тем более - как один из левитов, по особому к этому стремящихся. Да еще и из лучшей их семьи, Кеата, которым было дано переносить сам ковчег. Очень высоко он был.

Но такова природа вещей: чем более кто-то велик, тем сильнее соблазны, которые его одолевают (Сукка 52а), тем масштабнее амбиции. Только Моше, «скромнейший человек на земле», сумел их преодолевать, да и в его отношении сказано (мидраш Ваикра Раба 22:2): «Тот, кто любит деньги, не насытится [какими угодно большими] деньгами, а тот, кто любит заповеди, не насытится [сколь угодно многочисленными] заповедями» и всегда будет желать большего.

Жаль, что не получилось у Кораха направить свои амбиции и ненасытность в правильное русло.

Да получится у нас!

Теги: Недельная глава, Корах, Трума, маасер, Золотой телец, жертвоприношения, Мишкан, коэн, Моисей, Аарон, Леви, Левиты, Скиния Завета, Священник, Коэн гадоль, Первосвященник, Десятина, Трумот и маасрот, Первенец, Бикурим