Цельная личность25 июля 2013 года, Шауль Резник Тот, кто сам делает то, что требует от других, соответствует термину נָאֶה דּוֹרֵשׁ וְנָאֶה מְקַיֵּם (наэ дореш ве-наэ мекаем, в вольном переводе - «хорошо говорит и хорошо исполняет».Это выражение пришло из Вавилонского Талмуда (трактат «Йевамот», 63б). Один из таннаев, Шимон бен-Азай, настолько был поглощен изучением Торы, что даже не создал семью. При этом за бен-Азаем числится следующий афоризм: «Всякий, кто не плодится и не размножается, подобен человеку, который проливает кровь (…) Сказали бен-Азаю: есть те, которые хорошо говорят и хорошо исполняют, те, которые хорошо исполняют и плохо говорят, а вот ты хорошо говоришь и плохо исполняешь».Пример использованияאריה אוהב לקרוא ומעודד את ילדיו לאהוב ספר
Читать дальше
| |
Шарики за ролики24 июля 2013 года, Барух Фельдман В еврейских местечках всё было еврейским, включая воров. Один такой вор, семья которого безуспешно пыталась его образумить, вернулся домой за день до Песаха, помятый, но радостный. «Случилось чудо, - сообщил глава семейства. - Еще вчера у нас не было денег | |
Сестра и другие родственники таланта21 июля 2013 года, Гади Поллак
Человек, заглянувший "с улицы" в какую-нибудь сильно специализированную отрасль, запросто может сломать себе голову об принятую в этой самой отрасли специальную терминологию. Тем более - если отрасль закрыта для посторонних. Тем более - если терминология на иностранном языке. Вот мы и попытаемся разобраться в этой самой терминологии.
В отличие от выступления (драша), урока (шиур) и беседы (сихат-мусар, сокращенно - ШМУС), которые обычно взваливают на себя учителя, рошей ешивот и машгихим - короткие выступления на разные темы время от времени дает каждый простой еврей, вроде нас с вами. Ни одно торжество, застолье или собрание не обходится без того, чтобы виновник, хозяин или просто один из участников не взял слово для Обычно это короткое (на 5-10 минут) выступление, связанное с темой события, недельной главой или не связанное вообще ни с чем. Специфика жанра такова, что тут главное - заинтересовать жующих слушателей, ясно выразить свою мысль и, что немаловажно - вовремя закончить выступление. Подавляющее большинство таких "штиклов" начинается с вопроса - для того, чтобы заинтересовать слушателей и обозначить тему выступления. На этом схожесть их разновидностей и заканчивается. И начинается разница. Об ней и поговорим. Читать дальше | |
Мощные мы21 июля 2013 года, Рав Реувен Пятигорский Давно замечено многими, но, по-моему, мало где об этом пишется: почти у всех, возвращающихся к Торе, есть одна особенность. Вернее, особенностей много – каждый еврей отмечен целым букетом особых свойств и замечательных качеств. Талантливый у нас народ. Я о русскоязычном еврействе. Но есть в нас нечто общее, некий инвариант. Не просто во многих, а практически во всех – ибо без этой черты не было бы нашего возврата к Торе. Читать дальше | |
Душа общества. Плюс фантастический перевод отрывка из Талмуда19 июля 2013 года, Рав Реувен Пятигорский Почему, не знаю, но многие полагают, будто способность нравиться окружающим выгодна исключительно обладателю самой этой способности. По теории общения, разработанной Карнеги, так оно и есть. Но с точки зрения Торы, это полезно не только самому человеку, но и всему обществу, всей общине. Читать дальше | |
Ешива Эц А-Xаим Иерусалим программа «Дорога в жизнь» для горских,грузинских и бухарских евреев19 июля 2013 года, Толдот+ Ешива Эц А-Xаим — «Дорога в жизнь» Ешива Эц А-Xаим — визитная карточка организации Шалом лаам. Организация Шалом лаам, основанная равом Яаковом Илелем, занимается распространением иудаизма в Земле Израиля. Шалом лаам — это более 100 филиалов, в которых распространяются знания Торы. В ешиве Эц А-Xаим учатся евреи разного происхождения и разной ментальности. Руководит ешивой рав Яаков Илель, один из признанных духовных лидеров иракского еврейства
Читать дальше
| |
Исцеляющий плач15 июля 2013 года, Рав Арье (Лев) Кацин За несколько дней до 9-го Ава, который отмечает разрушение Иерусалимского Храма, я получил электронное уведомление о том, что Леонид Штейман опубликовал в интернете свои размышления об этом траурном дне, которые вызвали горячие обсуждения молодых людей нашей общины.Леонид учился в еврейской школе «Синай» и уже многие годы принимает активное участие в жизни молодежной организации RAJE. Окончив нью-йорский университет, Леонид стал математиком и работает в области риск-анализа крупной страховой компании. Возможно, читатели знакомы с Леонидом Штейманом как с организатором математической олимпиады для школьников «Эврика». Впрочем, Леонид обладает не только аналитическим складом ума, но и чутким сердцем
Читать дальше
| |
Плакать горючими слезами15 июля 2013 года, Шауль Резник На иврите эти самые слезы называются דְמָעוֹת שָׁלִישׁ (дмаот-шалиш). Они совсем не горючие, поскольку "шалиш" обозначает меру объема сыпучих тел и равняется трети "эйфа". "Эйфа" же составляет 24 883 см³, соответственно, "шалиш" равен 8 294 см³. Вполне солидное количество.Источник выражения - в книги Теиллим, 80:6
Читать дальше
| |
"Ты", "вы" или "он"?12 июля 2013 года, Рав Реувен Пятигорский Иногда спрашивают: как надо обращаться к раввинам, уважаемым евреям и учителям – на "ты" или на "вы"? Все знают, что в иврите нет уважительного "вы" в прямом обращении к человеку. Говорят "ты" и взрослым, и малым. А в мире Торы? Понятно, что, поскольку в мире Торы говорят на святом языке, а это в своей основе тот же иврит, то надо говорить раввинам "ты". Так и есть на практике – если практикантом выступает человек, от мира Торы далекий. Читать дальше | |
Тикун мераглим 612 июля 2013 года, Гитель Итахова 5 Ава. Пятница. 1. Не злословьте о родственникахЗапрещено злословить в адрес родственников: родителей, братьев и сестер, дядей и тетей, кузенов, дедушек и бабушек… Даже если это делается с самыми добрыми намерениями — человек произносит лашон-ара.Примеры из Торы:1) Один из двенадцати сыновей Яакова, Йосеф, рассказал отцу о недостатках своих братьях и был за это наказан
Читать дальше
|