Международный День Торы — новый проект организации Толдот Йешурун, который проводится в Америке, Израиле и России с благословения Рава Аарона-Йеуды-Лейба Штайнмана. В этом году первый раз такой День Торы прошёл в Москве, став настоящим праздником для москвичей и приехавших специально на него из других городов России учеников детей рава Ицхака Зильбера — рава Бен-Циона Зильбера и рабанит Хавы Куперман и рава Ашера Кушнира.
Первого ноября в Большой Московской Хоральной Синагоге собралось много сотен людей, чтобы услышать лекции самых популярных русскоязычных раввинов и лекторов. В этот день в синагогу пришли, чтобы услышать легендарных раввинов, представители всех слоёв московского еврейства: литовских и хабадских, как с пейсами так и без кипы, ашкеназы и представители восточных общин, молодёжь и уже пожилые. Эти уроки были организованы сайтом toldot.ru с участием московской религиозной общины.
День Торы открыл раввин Москвы рав Пинхас Гольдшмидт, который в эти дни отмечает двадцатилетие своей работы в Москве. Многое изменилось за эти двадцать лет…
Много тысяч бывших русскоязычных израильтян работает в Москве, и для многих из них, уже имеющих ясную еврейскую самоидентификацию и вполне состоятельную жизнь, поиск связи с еврейской традицией становится приоритетным. В центре Москвы есть много миньянов, уроков Торы. Но, конечно, русскоязычные раввины такого уровня — редкие гости столицы.
Для многих московских евреев имена раввинов Толдот Йешурун знакомы по многочисленным урокам с сайта toldot.ru, и этот праздник Торы стал возможностью познакомиться и лично задать накопившиеся вопросы, приобрести специально привезённые книги и аудио-диски, пригласить их для проведения подобных выступлений в других городах России и СНГ.
Дополнительно к Дню Торы рав Бен-Цион Зильбер давал уроки в общинах Джуиш Кампус, IDT, в колеле «Биркат Ицхак», рав Ашер Кушнир — в гостях у организации «Ор Цион» и ешиве «Оалей Яаков». Именно эти организации занимаются в Москве студентами и молодёжью, которые с интересом, порой недоверием, и большим количеством вопросов, слушали лекции.
Кроме этого, рав Бен-Цион Зильбер и рав Ашер Кушнир участвовали в шабатоне, организованном организацией Тора ми-Цион под руководством рава Давида Юшуваева для московских студентов.
Приводим слова молодой москвички Лили Н., которые кажутся нам совсем не типичными, но точно характеризующими духовное состояние еврейского населения Москвы: «Мне 33 года, я родилась в Москве, и мой муж тоже. Мы познакомились в Израиле, куда нас привезли ещё детьми. Мы оба окончили тель-авивский университет. Мы оба быстро поняли, что блестящей карьеры там нам, увы, не достичь. Что скрывать — мы хотели денег, много денег. И мы вернулись в Москву десять лет назад. Мой муж — топ-менеджер большой газодобывающей корпорации, и недавно мы обнаружили, что материально нам уже не о чем мечтать. Вдруг появилось ощущение, что за дорогим квартирами, машинами, экзотическими путешествиями теряется что-то главное в жизни. Здесь на уроке о любви между еврейскими мужчиной и женщиной, между еврейским народом и Б-гом я заплакала. Это были слёзы очищения и радости. Кажется, что так же я плакала у Стены Плача тогда, в первый раз, когда мы только приехали в Иерусалим. Мы не соблюдаем Традицию, но есть многие вещи, которые для нас важны. Я страшно благодарна toldot.ru за то, что наконец смогла лично познакомиться с их авторами. Скажу честно, что аудио-лекции я постоянно слушаю в машине. Приезжайте чаще..»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»