Темы: Тшува, Йом Кипур, Прощение, Святость, Раби Шимон бар Йохай, Лев Кацин, Любовь к ближнему
После разгрома восстания Бар-Кохбы и расправы над мудрецами Торы римляне приговорили к смерти рабби Шимона бар Йохая. Рабби вместе с сыном, рабби Элазаром, удалось скрыться в пещере. Там на протяжении 12 лет они постигали великие тайны Торы, которые в дальнейшем были записаны в книге еврейской мистики «Зохар» («Сияние»).
Узнав, что «император умер и его смертный приговор отменяется», рабби Шимон и рабби Элазар вышли из своего убежища и увидели, что люди пашут и сеют, — рассказывает Талмуд (Шаббат, 34).
«Забывают люди о жизни вечной и занимаются суетными земными делами»! — с негодованием воскликнул рабби Шимон. И куда бы ни падал его взор, место то мгновенно выгорало, как от пожара. Тогда раздался голос с Небес: «Мир Мой разрушить вышли вы? Возвратитесь в пещеру!» Пошли они обратно в пещеру. Прошло еще двенадцать месяцев, и возроптали они: «Грешников в аду держат не более двенадцати месяцев». Снова зазвучал голос с Небес: «Выходите из пещеры!»
Выйдя из пещеры, рабби Шимон обратился к сыну с призывом к милосердию и терпимости: «Хорошо, что хоть мы с тобой живем жизнью разума в этом несовершенном мире».
В канун субботы встретился им старик с двумя букетами миртовых веток в руке. Спрашивают они: «Для чего собрал ты эти ветки?»
— В честь субботы, — отвечает старик.
— А не достаточно ли одного букета?
— Нет. Один в честь заповеди «Помни день субботний!», другой — завета «Храни!» Видишь, — сказал рабби Шимон сыну, — насколько заповеди Всевышнего дороги народу!» И радостно стало на душе у обоих…
Почему Всевышний отправил рабби Шимона и его сына на год в пещеру, ведь, казалось, они уже познали все тайны Торы? Но есть еще одна великая тайна, которая одновременно является чрезвычайно простой истиной: нам всем следует учиться милосердию, терпимости и любви к людям.
«Из глубин взываю к Тебе, Всевышний!» — писал царь Давид (Псалмы 130). Есть обычай в течение десяти дней трепета от Рош-Хашана до Йом Кипура добавлять слова этого псалма к утренней молитве. Великий каббалист Аризаль писал, что на протяжении десяти дней трепета человек должен стремиться проникнуть в глубь своей души. В мире существует десять уровней святости: страны мира, святая страна Израиля, святой город Иерусалим, святая Храмовая гора, … святой Храм, и, в конце концов, Святая Святых, в которой хранились скрижали Торы. Точно так же и в душе человека есть десять уровней святости, и каждый день трепета мы проникаем глубже и глубже внутрь себя. В Йом Кипур, последний из десяти дней, мы можем войти в Святую Святых своей души. Там, в глубинах святости души, нет места греху. Оттуда черпает человек силы обновления и очищения души, заслуживая прощение.
В Йом Кипур самый святой человек — первосвященник — мог войти в Святую Святых Храма для того, чтобы увидеть, как в знак прощения еврейского народа Всевышним лица Херувимов, расположенных над скрижалями Торы, направлены друг к другу. Не случайно самый святой день еврейского календаря — это День Прощения — Йом Кипур!
Учитель Аризаля рабби Моше Кордоверо, который в XVI веке преподавал в Цфате тайны Торы, написал книгу «Томер Двора», по которой учил людей великому искусству прощения.
«Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшего образа и подобия, — этими словами рабби начал свою книгу. — Всевышний является “обиженным Царем”, выносящим обиду, не доступную человеческому пониманию. И действительно, от Творца ничего не скрыто, и энергию для своего существования в каждый момент человек получает от Всевышнего. Таким образом, всякий, кто грешит против Б-га, в этот самый момент получает энергию для своего существования и движения от Б-га! И несмотря на то, что человек использует ее для греха, Творец не “перекрывает” ему эту энергию, а терпит оскорбление, давая человеку жизненную силу. При этом нельзя сказать, что Б-г не может предотвратить грех (преступление), ведь в Его власти в любой момент парализовать человека, как произошло с Йеровамом (Цари 1:13). Всевышний мог бы лишить человека жизненной силы: “Раз ты грешен, греши своей силой, а не Моей”, но Он не лишает человека Своей доброты, а продолжает давать ему силу и энергию. Это терпение Всевышнего непостижимо».
Человек должен проявлять терпимость и доброту даже к тем, кто не в состоянии понять и оценить это.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»