Как избежать банкротства? Этот вопрос стоит сегодня не только перед руководителями финансовых компаний, но и перед многими американцами, которые купили дома, воспользовавшись ссудами банков, и не в состоянии их больше выплачивать. Разразившийся в США финансовый кризис угрожает экономикам всех стран мира. И потому многие размышляют сегодня о двух вопросах, так точно сформулированных когда-то: «Кто виноват?» и «Что делать?» Одни винят администрацию президента, другие — руководство банков ипотечных ссуд. На мой взгляд, корень проблемы — в человеческой слабости — отсутствии осторожности, которую проявили банки, выдающие ссуды на приобретение недвижимости.
С одной стороны, для развития экономики необходим оптимизм. Одним из главных экономических показателей страны является «уверенность потребителей». Удивительно, что именно этот нематериальный, а духовный показатель приводит в движение сложные экономические процессы. Страна может обладать огромными валютными запасами и природными ресурсами, но если ее жители не уверены в своем будущем, то экономика будет страдать. Если люди перестанут покупать товары, то предприятия перестанут зарабатывать деньги и будут вынуждены увольнять сотрудников, у которых, в свою очередь, не будет денег для покупки новых товаров. Так вниз раскручивается спираль экономического упадка. Но стоит людям поверить в стабильность своего финансового будущего и начать покупать товары, как спираль экономического подъема начинает двигаться вверх.
Экономисты, занимающиеся предсказанием рынков, изучают не только математику, но и поведение человека. Им известно, что вера в будущее, выраженная в индексах «уверенности потребителей», влияет на экономику страны.
Итак, «уверенность потребителей» — это хорошо? Определенная уверенность необходима, но чрезмерная уверенность, самоуверенность — вредна и опасна.
Во всем необходимо искать «золотую середину», о которой писал Маймонид в своей книге «Мишне Тора».
«Много качеств у людей… Один человек жадный, а другой — расточительный… Подобно этому и другие качества: весельчак и меланхолик, скупой и транжира, жестокий и милосердный, боязливый и отчаянный. Противоположные крайности — не добрый путь. Хороший путь — это “середина” любого качества человека. Поэтому мудрецы постановили, чтобы человек постоянно взвешивал свои качества, направляя их по “среднему” пути».
В одинаковой степени опасно, например, вести машину самоуверенно и неуверенно. Важно научиться уверенно управлять автомобилем, проявляя при этом необходимую осторожность.
То же искусство обретения баланса необходимо и всем нам на дорогах жизни, тем более руководителям финансовой индустрии.
Когда банки выдают ссуды, они должны быть осторожны, чтобы не потерять денег. Для этого проверяют кредитную историю и доход человека, требуя, чтобы он вложил хотя бы 20% стоимости дома. Но если банки выдавали малоимущим людям 100-процентные ссуды, покрывая всю стоимость дома, то они брали на себя огромный риск. Ведь в случае падения цен на недвижимость дома не могут быть гарантией возврата ссуд.
Цены на недвижимость действительно упали, когда малоимущие покупатели не могли больше выплачивать ссуды, и банки потеряли огромные деньги.
Почему банки шли на такой риск? Чем больше риск, тем больше возможная прибыль. Они хотели много заработать, но все потеряли, не проявив необходимой осторожности…
Зачем вы пишете об экономике, а не о Торе? — предвижу я гневные протесты читателей. Сразу оговорюсь: материальное и духовное связано неразрывно.
«Все, что наказуемо в жизни, наказуемо также и в шахматах! — поведал мне как-то бывший чемпион России и США гроссмейстер Борис Гулько, отвечая на вопрос о том, как шахматы помогают ему лучше познавать Тору. — Например, легкомыслие и жадность наказуемы как в жизни, так и в шахматах. Для победы в шахматах нужно уметь жертвовать пешкой во имя позиции, а в жизни — жертвовать материальным во имя духовного».
«Как на небесах, так и на земле» — называется книга известного американского раввина, ребенком пережившего Холокост, рава Элиэзера Таубера. Этот чрезвычайно важный принцип мироздания позволяет нам лучше осознать связь духовного и материального.
«Вначале Всевышний сотворил небо и землю». С этих слов начинается Книга Книг, открывая нам великую тайну: небеса и земля неразрывно связаны с моментом Творения. Материальное на земле является не чем иным, как проекцией духовного не небесах. Так же связаны тело и душа человека. Мудрецы называют человека «маленьким миром», утверждая, что все, что мы находим во Вселенной, мы найдем и в человеке. У человека тоже есть «небеса» и «земля» — его душа и тело, которые неразрывно связаны. В мозгу человека, например, существуют области, связанные нервными окончаниями с различными органами. «Перед Всевышним трепещи, и заповеди Его соблюдай, ибо это — весь человек», — этими словами мудрый царь Соломон заканчивает «Экклезиаст».
Почему в соблюдении заповедей проявляется «весь человек»? Потому что каждая из 613 заповедей Торы связана с соответствующим ей органом тела.
Почему Судный день считается праздником? — удивляются многие.
«Радуйтесь в трепете!» — отвечал на этот вопрос царь Давид в своих псалмах. Чем больше трепещем мы в День Суда, анализируя себя и свое прошлое, тем более мы уверены в своем будущем. И потому радуемся.
Возможно, секрет того, что евреи являются народом вечности, в том, что раз в году мы напоминаем себе о необходимости задуматься о своей жизни, подвести итоги, судить, но не других, а себя! И те, кто обретают необходимый в жизни баланс, сочетая веру с осторожностью, могут радоваться и уверенно смотреть в будущее!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»