Темы: Песах шени, Недельная глава, Беаалотха, Тума, Пустыня, Ури Калюжный
Закон Б-жественного Провидения
Давайте вспомним суть науки: во-первых, нам очевидно, что у природы есть законы. Во-вторых, мы верим, что возможно их познать — путем усердных наблюдений, опытов и размышлений. Но есть всегда и «в-третьих»: поняв закон природы, мы сразу думаем, как нам извлечь из него пользу.
Конечно же, и у Б-жественного Провидения (то есть процесса управления Миром) есть законы. И можно (даже нужно) их познать. И лучший путь для этого — изучение Торы. Познав законы Б-га, сможем правильно мы жизнь построить. И будет нам светло — и в этом мире и в грядущем.
В главе Баалотха, рассказано о первом Песахе в пустыне. Ровно через год после исхода из Египта Всевышний заповедовал о принесении Пасхальной жертвы. И евреи, в большинстве, принесли ее, как нужно. Однако — ритуально нечистый человек, например тот, кто, коснулся мертвеца, не имел права принести жертву — ведь он должен был сначала на протяжении семи дней очиститься, а тем временем Песах прошел.
Но «нечистые» не отчаялись, а обратились к Б-гу с просьбой: дать им еще одну возможность. И Всевышний согласился, назначив этот день через месяц. И так установилось навсегда то, что сегодня называется Второй Песах — через месяц после 14 Нисана приносят жертву те, кто по какой-то причине не смог принести жертву в срок.
Однако, почему же Второй Песах был назначен аж через месяц — ведь эти люди могли быть ритуально чисты уже через неделю? Объяснение этому, возможно, находится в немного неожиданном месте.
В продолжение этой же главы рассказывается о передвижении евреев по пустыне: они следовали за облаком Б-жественной Славы. Буквально, как написано (9:21): «Бывало, что останавливалось облако лишь с вечера до утра, и поднималось оно утром и шли они за ним; или на сутки и на ночь, и поднималось облако утром и шли они за ним. Или на два дня, или на месяц, или на год — сколько бы не покоилось облако на Храме, останавливались сыны Израиля …»
Обратите внимание на то, что, согласно тексту, облако останавливалось только на конкретные промежутки времени: на ночь, на сутки, на два дня, на месяц и на год. Очевидно, передвижение евреев по пустыне происходило по какому-то плану. И этот план был всегда вперед рассчитан: на день, на два, на месяц или на год.
И когда евреи выступили с просьбой о дополнительном дне, то самый ранний срок после семи дней, необходимых на очищение, был только через месяц.
Таков закон Б-жественного Провидения — все по плану, не случайно и не спорадично. И жизнь свою строить стоит в соответствии с этим планом. (Опубликовано в газете «Дор Нээман»)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?