Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5767 год.

«И говорил Г-сподь Моше на горе Синай» о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль. Продажа и покупка земли в Эрец-Исраэль оговорена законами, которые делают невозможным полное отчуждение земельных участков от их первоначальных владельцев, — в конце концов участки к ним возвращаются. Каждый седьмой год — это год шмиты, год отдыха земли, когда она не подвергается обработке, а плоды садов и виноградников принадлежат не хозяину, а всем в равной степени и снимаются с деревьев и лоз по мере потребления.

Каждый пятидесятый год — йовéль — также святой год, когда земля не обрабатывается. В этот год, кроме того, рабы выходят на свободу, а земельные участки возвращаются к их первым владельцам.

Шмита и йовельотсчитываются с момента расселения двенадцати колен Израиля в уделах, выделенных им в соответствии с указанием Всевышнего в завоеванной ими стране, обещанной им Всевышним. ( Историческая справка.Обработку земли в своих уделах колена начали спустя четырнадцать лет после вступления в страну из пустыни. А еще через шесть лет наступил первый год шмиты.)

Глава «Бехукотай» («Если по законам Моим будете поступать») развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ

«И говорил Г-сподь Моше на горе Синай так: Говори сынам Израиля и скажи им: Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть празднует земля субботу Г-споду. Шесть лет засевай твое поле и шесть лет обрезай твой виноградник и собирай ее (земли) урожай. А в седьмом году суббота прекращения трудов будет для земли, суббота Г-споду: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. Самосева твоей жатвы не жни и твоего винограда хранимого (который ты охранял) не снимай; год прекращения трудов будет для земли. И будет суббота земли вам в пищу» (Ваикра, 25:1-6).

Чего требует от нас Тора этими заповедями? Что эти заповеди запрещают и что предписывают?

Во-первых, мы не должны ни пахать, ни вскапывать, ни засевать, ни собирать урожай с тем, чтобы хранить его.

Во-вторых, тем, что само выросло в нашем саду или на винограднике в год шмиты, мы должны пользоваться по мере необходимости наравне с другими людьми, которым это понадобится.

Таково в самых общих чертах содержание законов шмиты. Прежде чем говорить об их духовном смысле, поговорим об их практической стороне.

Простейший вопрос: что мы будем есть, если не будем сеять? Если нам не хватит того, что выросло само? А если покупать у тех, кому законы шмиты не предписаны, то на что? Ведь мы на целый год прерываем производство в очень серьезной области экономики и у нас нет продукции для торговли.

Этот «простейший» вопрос, который напрашивается сам собой, Тора не обходит. В главе мы читаем: «А если скажете: Что нам есть в седьмом году, ведь мы не будем ни сеять, ни убирать наш урожай? Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесет урожай на три года. И посеете в восьмом году, и будете есть из урожая старое до девятого года, до его урожая будете есть старое» (Ваикра, 25:20-22).

Что это значит?

Понятно, что мы обязаны выполнять заповеди, данные нам Торой, даже если это нелегко. Известно также, что выполнение заповеди никогда не бывает в ущерб человеку и что человек при выполнении заповеди всегда получает помощь Свыше. Закономерность такова, что чем самоотверженней человек в отношениях с Творцом, тем большей поддержкой отвечает ему Творец.

Тем не менее в связи со шмитой Всевышний обещает нам особое благословение, можно сказать, прямо берет на себя обязательство обеспечить нас всем необходимым, чтобы выполнение заповеди шмиты не заставило нас голодать. История подтверждает, что так оно и было в те давние времена, когда все евреи соблюдали эту заповедь: шмита никогда не была причиной голода. Дело в том, что шмита — очень нелегкая заповедь. Ее выполнение требует большого мужества, бесстрашия и веры. Сказано в мидраше: «Человек видит свое поле необработанным, свой виноградник необработанным, платит налоги (римские власти в любом случае требовали уплаты налогов. — Б.З.) и молчит. Есть ли богатырь, подобный ему?»

В настоящее время, когда не все евреи находятся в своей стране и колена Израиля не находятся каждое в отведенном ему Торой уделе, а это означает отсутствие условий для соблюдения йовеля, который связан с законом шмиты, по поводу шмиты имеются разные мнения. Одни авторитеты полагают, что сегодня мы выполняем эту заповедь по указанию мудрецов (де-рабанан), другие — что по указанию Торы (де-орайта). Хазон Иш, например, один из крупнейших современных авторитетов Торы, считал, что сегодня мы можем соблюдать эту заповедь только как установление мудрецов. Если принять это мнение, т.е. считать соблюдение шмиты сегодня выполнением заповеди де-рабанан, возникает вопрос, действительно ли обещание Всевышнего особо благословить год, предшествующий шмите, только в случае де-орайта или также в случае де-рабанан. На этот счет тоже существуют разные мнения.

Какое значение это имеет? Ведь заповедь мы в любом случае не должны нарушать? Разумеется. Но чтобы избавить от страхов и опасений членов первых сельскохозяйственных поселений в годы, когда началось активное заселение Эрец-Исраэль евреями, в конце девятнадцатого века было выдвинуто предложение продавать землю на год шмиты арабам. Это предложение частью раввинов было признано правомерным. Не касаясь алахической стороны акта продажи земли (Тора прямо запрещает нам продавать Святую землю нееврею, так что авторитеты расходятся во мнениях, есть ли формы и обстоятельства, когда продажа все-таки допустима; является ли продажа действительной или это только фикция; имеет ли право еврей обрабатывать поле нееврея в год шмиты, или нет), так вот, не касаясь алахической стороны вопроса, одно мы можем сказать со всей определенностью: даже если такая продажа не является нарушением закона, уж во всяком случае выполнением заповеди отдыха земли она никак не является. А выполнение этой заповеди для нас очень важно. Почему?

Ответ заключается в духовном значении этой заповеди, в том, что ее выполнение нам дает.

«Сефер а‑хинух» говорит, что заповедь шмиты приучает нас к щедрости. Предоставление своего земельного участка в пользование всем желающим — лучшая школа для развития этого качества. Выполнение этой заповеди дает нам также практику «битахона». Битахон — это вера в поддержку Всевышнего, уверенность в том, что Б‑г в нужный момент дает человеку то, что ему необходимо. Битахон — это способность полагаться на Всевышнего. И, наконец, третье и, может быть, самое важное, — укрепление сознания, что и над землей, и над ее хозяином-человеком есть Главный хозяин и что земля плодоносит не от наших усилий и не сама по себе. Кроме того, шмита освобождает и человека от работы на земле и дает ему возможность посвятить целый год изучению Торы.

«Торат коаним» объясняет: Б-г сказал евреям: Сейте шесть лет и отдыхайте в седьмой — чтобы вы знали, что земля Моя. Если не будете соблюдать, то будете изгнаны с этой земли. Когда хозяин велит работать — работай, велит отдыхать — отдыхай. И это настолько серьезно, что если ты не слушаешься, Он распорядится сам: расторгнет «договор об аренде», изгонит непослушного «арендатора» из страны и оставит землю «отдыхать».

Таким образом, Тора связывает выполнение заповеди шмиты с нашим пребыванием на Земле Израиля. Можно сказать, что одной из причин первого (вавилонского) изгнания стало нарушение заповеди о субботнем годе земли. Евреи пробыли в этом изгнании ровно столько лет, сколько не соблюдалась ими шмита в Эрец-Исраэль. Шмита — это как раз то Б‑гоугодное дело, которое укрепляет наше пребывание на этой земле, дает нам духовное право на нее, духовную силу проживания здесь. Именно поэтому Нецив из Воложина в связи с предложением продать землю арабам на год шмиты в 1882 году говорил: «Какой смысл? Какой смысл уклоняться от соблюдения мицвы, которая укрепляет наши позиции на этой земле, чего мы и добиваемся…»

Сегодня в Израиле существует много разных сельскохозяйственных поселений и кибуцев. Какие-то из них соблюдают год шмиты, какие-то, увы, — не соблюдают. Историю этого вопроса в двух словах не изложишь. Если коротко — для многих становится все очевиднее особая помощь Б-га тем, кто и сегодня соблюдает шмиту, ­ — помощь и в экономическом, и в других отношениях, и с каждым годом шмиты все больше земледельцев в Израиле начинают соблюдать эту заповедь.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»