Темы: Недельная глава, Шмита, Бехукотай, Беар, Рав Бенцион Зильбер
«И говорил Г-сподь Моше на горе Синай» о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль. Продажа и покупка земли в Эрец-Исраэль оговорена законами, которые делают невозможным полное отчуждение земельных участков от их первоначальных владельцев, — в конце концов участки к ним возвращаются. Каждый седьмой год — это год шмиты, год отдыха земли, когда она не подвергается обработке, а плоды садов и виноградников принадлежат не хозяину, а всем в равной степени и снимаются с деревьев и лоз по мере потребления.
Каждый пятидесятый год — йовéль — также святой год, когда земля не обрабатывается. В этот год, кроме того, рабы выходят на свободу, а земельные участки возвращаются к их первым владельцам.
Шмита и йовельотсчитываются с момента расселения двенадцати колен Израиля в уделах, выделенных им в соответствии с указанием Всевышнего в завоеванной ими стране, обещанной им Всевышним. ( Историческая справка.Обработку земли в своих уделах колена начали спустя четырнадцать лет после вступления в страну из пустыни. А еще через шесть лет наступил первый год шмиты.)
Глава «Бехукотай» («Если по законам Моим будете поступать») развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
«И говорил Г-сподь Моше на горе Синай так: Говори сынам Израиля и скажи им: Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть празднует земля субботу Г-споду. Шесть лет засевай твое поле и шесть лет обрезай твой виноградник и собирай ее (земли) урожай. А в седьмом году суббота прекращения трудов будет для земли, суббота Г-споду: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. Самосева твоей жатвы не жни и твоего винограда хранимого (который ты охранял) не снимай; год прекращения трудов будет для земли. И будет суббота земли вам в пищу» (Ваикра, 25:1-6).
Чего требует от нас Тора этими заповедями? Что эти заповеди запрещают и что предписывают?
Во-первых, мы не должны ни пахать, ни вскапывать, ни засевать, ни собирать урожай с тем, чтобы хранить его.
Во-вторых, тем, что само выросло в нашем саду или на винограднике в год шмиты, мы должны пользоваться по мере необходимости наравне с другими людьми, которым это понадобится.
Таково в самых общих чертах содержание законов шмиты. Прежде чем говорить об их духовном смысле, поговорим об их практической стороне.
Простейший вопрос: что мы будем есть, если не будем сеять? Если нам не хватит того, что выросло само? А если покупать у тех, кому законы шмиты не предписаны, то на что? Ведь мы на целый год прерываем производство в очень серьезной области экономики и у нас нет продукции для торговли.
Этот «простейший» вопрос, который напрашивается сам собой, Тора не обходит. В главе мы читаем: «А если скажете: Что нам есть в седьмом году, ведь мы не будем ни сеять, ни убирать наш урожай? Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесет урожай на три года. И посеете в восьмом году, и будете есть из урожая старое до девятого года, до его урожая будете есть старое» (Ваикра, 25:20-22).
Что это значит?
Понятно, что мы обязаны выполнять заповеди, данные нам Торой, даже если это нелегко. Известно также, что выполнение заповеди никогда не бывает в ущерб человеку и что человек при выполнении заповеди всегда получает помощь Свыше. Закономерность такова, что чем самоотверженней человек в отношениях с Творцом, тем большей поддержкой отвечает ему Творец.
Тем не менее в связи со шмитой Всевышний обещает нам особое благословение, можно сказать, прямо берет на себя обязательство обеспечить нас всем необходимым, чтобы выполнение заповеди шмиты не заставило нас голодать. История подтверждает, что так оно и было в те давние времена, когда все евреи соблюдали эту заповедь: шмита никогда не была причиной голода. Дело в том, что шмита — очень нелегкая заповедь. Ее выполнение требует большого мужества, бесстрашия и веры. Сказано в мидраше: «Человек видит свое поле необработанным, свой виноградник необработанным, платит налоги (римские власти в любом случае требовали уплаты налогов. — Б.З.) и молчит. Есть ли богатырь, подобный ему?»
В настоящее время, когда не все евреи находятся в своей стране и колена Израиля не находятся каждое в отведенном ему Торой уделе, а это означает отсутствие условий для соблюдения йовеля, который связан с законом шмиты, по поводу шмиты имеются разные мнения. Одни авторитеты полагают, что сегодня мы выполняем эту заповедь по указанию мудрецов (де-рабанан), другие — что по указанию Торы (де-орайта). Хазон Иш, например, один из крупнейших современных авторитетов Торы, считал, что сегодня мы можем соблюдать эту заповедь только как установление мудрецов. Если принять это мнение, т.е. считать соблюдение шмиты сегодня выполнением заповеди де-рабанан, возникает вопрос, действительно ли обещание Всевышнего особо благословить год, предшествующий шмите, только в случае де-орайта или также в случае де-рабанан. На этот счет тоже существуют разные мнения.
Какое значение это имеет? Ведь заповедь мы в любом случае не должны нарушать? Разумеется. Но чтобы избавить от страхов и опасений членов первых сельскохозяйственных поселений в годы, когда началось активное заселение Эрец-Исраэль евреями, в конце девятнадцатого века было выдвинуто предложение продавать землю на год шмиты арабам. Это предложение частью раввинов было признано правомерным. Не касаясь алахической стороны акта продажи земли (Тора прямо запрещает нам продавать Святую землю нееврею, так что авторитеты расходятся во мнениях, есть ли формы и обстоятельства, когда продажа все-таки допустима; является ли продажа действительной или это только фикция; имеет ли право еврей обрабатывать поле нееврея в год шмиты, или нет), так вот, не касаясь алахической стороны вопроса, одно мы можем сказать со всей определенностью: даже если такая продажа не является нарушением закона, уж во всяком случае выполнением заповеди отдыха земли она никак не является. А выполнение этой заповеди для нас очень важно. Почему?
Ответ заключается в духовном значении этой заповеди, в том, что ее выполнение нам дает.
«Сефер а‑хинух» говорит, что заповедь шмиты приучает нас к щедрости. Предоставление своего земельного участка в пользование всем желающим — лучшая школа для развития этого качества. Выполнение этой заповеди дает нам также практику «битахона». Битахон — это вера в поддержку Всевышнего, уверенность в том, что Б‑г в нужный момент дает человеку то, что ему необходимо. Битахон — это способность полагаться на Всевышнего. И, наконец, третье и, может быть, самое важное, — укрепление сознания, что и над землей, и над ее хозяином-человеком есть Главный хозяин и что земля плодоносит не от наших усилий и не сама по себе. Кроме того, шмита освобождает и человека от работы на земле и дает ему возможность посвятить целый год изучению Торы.
«Торат коаним» объясняет: Б-г сказал евреям: Сейте шесть лет и отдыхайте в седьмой — чтобы вы знали, что земля Моя. Если не будете соблюдать, то будете изгнаны с этой земли. Когда хозяин велит работать — работай, велит отдыхать — отдыхай. И это настолько серьезно, что если ты не слушаешься, Он распорядится сам: расторгнет «договор об аренде», изгонит непослушного «арендатора» из страны и оставит землю «отдыхать».
Таким образом, Тора связывает выполнение заповеди шмиты с нашим пребыванием на Земле Израиля. Можно сказать, что одной из причин первого (вавилонского) изгнания стало нарушение заповеди о субботнем годе земли. Евреи пробыли в этом изгнании ровно столько лет, сколько не соблюдалась ими шмита в Эрец-Исраэль. Шмита — это как раз то Б‑гоугодное дело, которое укрепляет наше пребывание на этой земле, дает нам духовное право на нее, духовную силу проживания здесь. Именно поэтому Нецив из Воложина в связи с предложением продать землю арабам на год шмиты в 1882 году говорил: «Какой смысл? Какой смысл уклоняться от соблюдения мицвы, которая укрепляет наши позиции на этой земле, чего мы и добиваемся…»
Сегодня в Израиле существует много разных сельскохозяйственных поселений и кибуцев. Какие-то из них соблюдают год шмиты, какие-то, увы, — не соблюдают. Историю этого вопроса в двух словах не изложишь. Если коротко — для многих становится все очевиднее особая помощь Б-га тем, кто и сегодня соблюдает шмиту, — помощь и в экономическом, и в других отношениях, и с каждым годом шмиты все больше земледельцев в Израиле начинают соблюдать эту заповедь.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.