Из цикла «Люби ближнего (Если хочешь жить достойно)», темы: Гедалия Спинадель, Зелиг Плискин, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
В холодный зимний день рав Элияѓу Хаим Майзель пошел к богатому человеку попросить денег, чтобы купить дрова бедняку. Хозяин увидел его из окна и вышел навстречу без пальто, думая, что тот сразу войдет в дом. Но рав завел долгую беседу, не обращая внимания на приглашение, и лишь когда хозяин стал дрожать от холода, вошел в дом. И тогда сказал: «Я пришел попросить денег, чтобы одна очень бедная семья могла приобрести дрова. Но у тебя дома всегда тепло, и шуба у тебя хорошая, поэтому ты мог не понять, что такое мерзнуть. Зато теперь, наверняка, поможешь щедрой рукой» (Йехидей сгула).
Когда р. Элимелех из Лиженска и его брат р. Зуша были молоды, они странствовали, как бы обрекая себя на добровольное изгнание. В местечке Людмер они остановились в доме бедняка реб Аарона — единственного, кто их пригласил. Через несколько лет, когда братья уже обрели известность, они снова оказались в Людмере и опять остановились в том же бедном домике. Услышав об их приезде, местный богач пригласил их в свой роскошный дом, но братья остались в доме реб Аарона, а своих лошадей с каретой отослали в его конюшню. А когда богач спросил, почему они не приняли приглашения, ответили: «Мы были здесь несколько лет назад, тогда нас позвал к себе только бедный реб Аарон. Но мы те же, что прежде, только теперь у нас есть лошади и карета. Раньше ты нас не приглашал, а теперь пригласил, так, наверное, ты заинтересовался нашими лошадьми, вот мы их тебе и послали» (Ребе Элимелех миЛиженск).
Рав Шалом Швадрон часто рассказывал эту историю о том, как ведут себя люди, сопереживая кому-то.
Маленький мальчик, играя перед его домом, упал и сильно порезался. Услышав крики ребенка, р. Швадрон выскочил из дома, зажал рану полотенцем и побежал с мальчиком на руках к дому ближайшего доктора. Его увидела пожилая женщина, подумала, что это один из его детей, и крикнула: «Не волнуйтесь, не волнуйтесь, Бог поможет». Но ребенок был внуком этой женщины. Как только она это узнала, она перестала увещевать рава, а стала так жутко кричать «Меирке! Мой Меирке!!!» — что всем соседям пришлось ее успокаивать.
Вот еще история[1]:
В конце Второй Мировой войны Шимон Визенталь (знаменитый розысками нацистских преступников) сидел в концлагере. В это время туда привезли заключенного, которому тайно удалось пронести сидур (еврейский молитвенник), и Визенталь изумился его мужеству. Если бы узнали — могли убить. Но отношение к смелому заключенному изменилось, когда он увидел, что тот дает другим Сидур на четверть часа в обмен на четверть их крайне скудного дневного рациона. Заключенные были совершенно истощены, но охотно соглашались. Однако владелец Сидура умер прежде них, не выдержав чудовищного количества поглощаемой пищи.
После войны рав Элиэзер Сильвер посещал лагеря перемещенных лиц от имени Ваад ацала (комитета по спасению). Он организовал молитвы и обратился к выжившим евреям со словами одобрения. Заметив, что Визенталь не пошел в синагогу, рав решил к нему зайти. Вот как об этом рассказал Шимон Визенталь:
В тот вечер рав Сильвер пришел навестить меня. Это был человек маленького роста, одетый в армейскую форму без знаков отличия. У него была маленькая белая борода, а глаза светились добротой. Ему было, наверное, лет 75, но ум его был остр, а голос юн.
Он положил мне руку на плечо:
— Итак, говорят, ты сердит на Бога, — сказал он на идиш и улыбнулся мне.
— Не на Бога, — ответил я, — а на одного из Его слуг.
И рассказал о владельце Сидура.
Он продолжал улыбаться.
— Это все, что ты хочешь мне сказать?
— Но, раби, разве этого мало? — спросил я.
— Ду думмер (ты глупый), — сказал он. — Ты смотришь только на того, кто что-то взял. Почему не посмотреть на людей, которые отдавали? Он тронул меня протянутой рукой и вышел.
На следующий день я пошел в синагогу. С тех пор я всегда старался помнить, что на каждую вещь можно смотреть по-разному.
Тот, кто прочтет эту книгу, вправе думать, что одни из этих историй лучше было бы не включать, а включить другие. Поэтому прошу читателя, выполняя заповедь «Люби ближнего», судить меня благосклонно и увидеть позитивные аспекты.
Я считаю, что завершить это предисловие стоит известным советом раби Ѓиллеля. Когда к нему пришел нееврей и сказал, что готов принять еврейство, если его научат Торе, пока он простоит на одной ноге, Ѓиллель произнес: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе. В этом вся Тора; остальное — комментарий, иди и учись».
ИДИ И УЧИСЬ!
[1] Из книги «Убийцы среди нас».
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.