Темы: Харедим, Рассказы, Отношения между людьми, Батшева Эскин, Материалы для Бней Ноах
В одном из религиозных районов Иерусалима живет семья Вагнеров, типичная многодетная семья аврехов. Это значит, что в их жизни главное — Тора, ее изучение и ее заповеди, и это отражается не только на их внешнем виде, но и на всем их жизненном укладе. Хана Вагнер за годы своей многодетности стала гораздо организованнее, чем была в юности. Сейчас в их семье семь детей, и каждая минута и каждый шекель стоят у нее на учете, чтобы быть использованными разумно.
Взять, к примеру, летние каникулы. Поучившись некоторое время на своих ошибках, в последние годы Вагнеры поступают так. Они берут на прокат микроавтобус (своей машины у них нет), разрабатывают маршрут путешествия по Израилю, стараясь учесть и интересы детей, и воспитательный эффект, который может оказать посещение того или иного места, — и заранее вывешивают весь план каникул на всеобщее обозрение на холодильник.
Таким образом, все дети знают, что, где и когда они будут делать: воскресение — Натания, понедельник — озеро Кинерет, вторник — поездка на джипах и так далее. Кроме того, каждый ребенок получает определенную сумму наличных, которую он имеет право тратить в путешествии, как хочет. Что касается еды, то правило Ханы Вагнер непререкаемо: всё берем с собой из дома, в поездках ничего съестного не покупаем, кроме мороженого в супермаркетах. На рестораны и забегаловки у нас денег нет!
Однажды летом, загрузив в микроавтобус огромное количество еды, сладостей и чипсов, мячей с ракетками и всего прочего, необходимого любому отдыхающему, Вагнеры выехали из Иерусалима.
Первой их остановкой стала Натания. Они облюбовали себе деревянные скамейки со столиком под навесом на берегу моря и устроили небольшой пикник. Когда все надышались морским воздухом и набегались по травке и пора было ехать дальше, восьмилетний Моше Вагнер сообщил, что ему срочно нужно в туалет. Родители осмотрелись по сторонам — и ничего не увидели. Тогда папа Вагнер взял сына за руку и повел вдоль набережной. Хана и остальные дети, тем временем, сели в машину и стали ждать.
Через пару минут ходьбы папе Реувену и его сыну Моше встретился ресторан — кошерный и, судя по всему, очень дорогой. «Ну, была не была!» — подумал Реувен и подошел к официантке:
— Простите, пожалуйста, мне очень неудобно, но не могли бы вы разрешить моему мальчику воспользоваться туалетом?
Молоденькая официантка замялась, пробежала глазами по залу и, заговорщицки улыбнувшись, сказала:
— Давайте, только быстро!
Через пару минут Реувен с сынишкой уже собирались выйти из ресторана, как вдруг их настиг возмущенный крик:
— Это еще что такое?! Почему вы, религиозные, всё время позволяете себе вести себя, как вам вздумается? Что вам здесь, проходной двор? Кто вам разрешил заходить сюда, вообще? — Старший смены метал искры. Реувен посмотрел на молоденькую официантку: она стояла вся красная и была готова провалиться сквозь землю. Реувен понял, что, если он ответит правду, эта девушка потеряет работу.
«Что же делать?» — лихорадочно пытался сообразить Реувен. — «А что бы мой машгиах, мой духовный наставник, сделал на моем месте? Он большой праведник и всегда знает, как нужно поступать по Торе». Этот прием обычно хорошо срабатывает, и решение приходит мгновенно.
Реувен шагнул к старшему смены:
— Вы зря кричите. Мы не собирались использовать ваше заведение без разрешения. Да, мальчик зашел в туалет, а сейчас я хочу позвать всю нашу семью, чтобы пообедать в этом ресторане. Они здесь недалеко, на парковке.
— Ах, вот в чем дело… В таком случае, извините, пожалуйста, я не понял… Сколько вас человек?
— Девять. Но девятому человеку пока еще не нужен стул…
— Девять? Мы сейчас накроем, конечно, без проблем…
Официанты начали сдвигать столы, а Реувен сказал сыну: «Беги к машине, позови всех сюда, мы сегодня обедаем в ресторане!»
В микроавтобусе мальчика встретили недоуменными возгласами:
— Ты шутишь!
— Не может быть!
— Моше, сынок, ты ничего не перепутал?
— Нет, мама, — отвечал Моше. — Я и сам удивился! Но папа так сказал…
Вскоре смущенные Вагнеры гуськом прошли в дверь ресторана и, перешептываясь, подавленные нарочито-роскошной отделкой ресторана, сели за сдвинутые столы и стали растерянно листать разложенные перед ними меню в кожаных обложках. Они никогда не видели ни таких меню, ни таких блюд, ни таких цен! Хана и Реувен быстро сориентировались, переглянулись, и Хана спокойно объявила:
— Дети, каждый может выбрать себе одно блюдо и один напиток!
Выбрать из нескольких десятков невиданных блюд одно — было не такой простой задачей, но все справились, сделали заказ, получили свои тарелки и приступили к трапезе.
Когда Вагнеры заканчивали есть, они заметили, что на кухне явно происходит что-то интересное: повара и официанты о чем-то оживленно переговариваются, мелькают тарелки, быстро двигаются руки, что-то звенит, загораются какие-то огоньки…
Наконец суматоха прекратилась и к их столику прошествовали шесть официантов. В одной руке каждый держал тарелку с мороженым, а в другой — тарелку с десертом, украшенным вафлями, разноцветной посыпкой, шоколадным сиропом и… шипящим и сверкающим бенгальским огнем!
Все посетители оторвались от своей еды и с удивлением наблюдали за шествием, пытаясь догадаться, в честь какого события такой фурор. А шесть официантов одновременно поставили шесть тарелок перед шестью детьми Вагнеров и стояли, улыбаясь и гордясь произведенным эффектом. Седьмой ребенок, трехмесячная Шоши, спала в коляске и на десерт не претендовала.
— Гм… — очнулся Реувен Вагнер. — Мы не заказывали десерт…
Старший смены, тот самый, который кричал на Реувена сорок минут назад, намеревался ответить только: «Это подарок от заведения». Но он увидел, что Реувен, не привыкший к подобным подаркам, всё еще ничего не понимает, и добавил:
— Разрешите присесть? Ешьте, дети, не стесняйтесь, это не просто десерт — это «Тройной шоколад», самый вкусный у нас. Вот что я хочу вам сказать, адони (мой господин). Я не такой наивный человек, я сразу всё понял. Это ведь Ора пустила вас в ресторан, и вы вовсе не собирались у нас обедать. Но когда вы увидели, что, если вы выдадите ее, у нее могут быть неприятности, вы тут же решили оставить здесь всю вашу месячную зарплату, а может, и больше, только чтобы Ору из-за вас не уволили! Вы особенные люди, поэтому мы хотим угостить ваших детей особенным десертом.
Когда мороженое и десерт были съедены, Реувен попросил счет. Счет ему принесли очень быстро, но, как он его ни крутил, не смог увидеть сумму, которую он должен заплатить. Там было написано только: «Скидка в 50% на все последующие посещения».
— Большое спасибо за скидку на будущее, — сказал старшему смены Реувен. — Но вы, видимо, забыли распечатать сам счет…
— Нет, мы ничего не забыли. Менеджер просил вам передать: политика нашего ресторана такова, что мы берем деньги только с людей. Ангелы у нас обслуживаются бесплатно.
Ангелы обслуживаются бесплатно. История подлинная, и так на самом деле сказал менеджер ресторана в израильском городе Натания. Это тот случай, когда хочется воскликнуть: «Эйн ке-амха, Исраэль!» — «Нет народа, подобного Израилю!» Но главное — такого величия может достичь каждый из нас. Вс-вышний предоставляет нам для этого множество возможностей каждый день.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.