Темы: Кирув, Испытания, Шлом байт, Еврейская семья, Тора и психология, Еврейская женщина, Материнство, Бааль Тшува, Зависимости, Симха Горелик
Когда мы поженились, мы оба хотели, чтобы у нас была прекрасная семья, совет да любовь и все такое… Мы пытались поначалу строить семью, «как на картинке», но скоро поняли, что это совершенно не получается.
Я была уверена, что говорить о своих отношениях в семье нельзя ни в коем случае, ни с кем. Если бы тогда нашелся кто-то старше меня и мудрее — может быть, все было бы иначе… А так — я была наедине со своими секретами, со своими стыдом и болью.
После нескольких таких мучительных лет, мы нарушили молчание и пошли к семейным консультантам. Но почему-то советы консультантов для нас совершенно не работали.
Я продолжала искать и искать, пока ответы все же не начали появляться. Мы с мужем узнали, что такое на самом деле уважение к себе и друг к другу и как его надо выражать; что такое эмпатия и как делать что-то вместе; и наконец — очень медленно — мы начали чувствовать истинный шалом и настоящую связь между нами.
Как жаль, что всех этих инструментов общения, сочувствия и понимания не было у нас много лет назад, когда мы, такие счастливые, стояли под хупой! И я подумала — как много девушек тоже лишены этих знаний! Я просто не могла позволить пропасть моему опыту даром.
Я стала наставницей, готовящей невест к семейной жизни — мадрихат калот, — чтобы делиться тем, что я узнала, с невестами. Позже я получила диплом коуча по отношениям, а в конце концов всё объединила и выработала свою собственную систему, которую я назвала «Абсолютная женственность»: путь еврейской женщины к достижению радости и удовлетворения в любви. Я учу тех, кто ко мне приходит, тому, что каждая из нас может изменить в своей семье очень многое! И даже если муж не хочет ничему учиться, и даже если кажется, что сил не осталось, и даже если есть тысяча причин опустить руки!
Я не хочу, чтобы другие женщины так же мучались, как я в свое время. Я знаю, каково это. Я хочу помочь им увидеть, что они способны удалить из своей жизни одиночество и обиду и наполнить ее счастьем.
Со школьных лет я стремилась к тому, чтобы изменить мир к лучшему, а мир меняют политики, правда? Я изучала международное право и политику в Стэнфордском университете, потом — в Париже и Женеве.
Чем больше я училась, тем меньше у меня оставалось мира в душе. Это внутреннее беспокойство привело меня в еврейский общинный центр. Я начала постепенно соблюдать законы Торы — и одновременно с этим начала чувствовать непреодолимое желание стать матерью.
Я поняла, что путешествовать по всему миру, вырабатывать и принимать законы и политические стратегии, чтобы изменить мир — дело очень достойное, но занимаясь всем этим, я никогда не стану такой матерью для своих детей, какой хочу быть! И… поехала в Израиль — учиться в семинаре для девушек.
Несколько лет спустя я вышла замуж. Месяцы проходили один за другим — а я все еще не была беременна. Врачи, проверки, попытки, разочарования, лечение, снова попытки… Я была совершенно сломлена. А что если у нас никогда не будет детей?
Знакомая предложила нам попробовать альтернативные методы лечения. Мы решили, что нам нечего терять, и окунулись в новый мир диетического питания, травяных настоев, гомеопатических капель и акупунктуры. Через несколько месяцев я услышала стук сердца крошечного человечка, который рос у меня внутри. Благодаря травам и гомеопатии? Серьезно?! Я не знала, что и думать. Я только знала, что так много людей молятся за нас…
Наш первый ребенок родился в праздник. Роды прошли прекрасно, но я чувствовала себя такой одинокой. Муж был рядом со мной, но этого было недостаточно. Мне нужна была физическая и эмоциональная практическая поддержка, которую мне могли бы оказать только другие женщины. Акушерка была очень хорошая, но я не знала иврита, а она — английского. Я чувствовала себя подавленной и незащищенной.
Лежала я там, в родовой палате, смотрела на свою долгожданную малышку и думала: «Где же те повитухи, как были раньше? И сколько женщин оказываются так же одиноки и беззащитны, как и я?»
Немного оправившись после родов, я начала изучать массаж, рефлексологию, ароматерапию… Со временем я стала понимать, что Вс-вышний так много дал женщине для благополучной беременности и родов — надо только уметь воспользоваться всем этим богатством!
Помню, когда я проходила лечение от бесплодия, у меня было такое чувство, что я — только номер в списке, анализ крови, подушка для втыкания иголок, а не человек. И сейчас, помогая женщинам, я всегда помню, что передо мной, в первую очередь, — человеческие души, и только потом — тела. Ни одна пара не похожа на другую, никакое лечение не подходит абсолютно всем.
Невозможно передать словами то счастье, которое испытываешь при родах той, что пришла к тебе со своей бедой после семи, девяти, одиннадцати лет лечения.
С того момента, когда я в первый раз забеременела, я каждый день добавляю к своей молитве такие слова: «Вс-вышний, пожалуйста, позволь мне быть сосудом, который приведет еврейских детей в мир и поможет людям соединиться с Тобой». И только после многих лет брака и нескольких собственных детей, я поняла, что приводить еврейских детей в мир можно не только через свое тело…
Когда-то я думала, что ради семьи отказываюсь от своей цели изменить мир. Но на самом деле, я меняю мир каждый раз, когда еще одна женщина получает от меня помощь, еще один новый маленький человек появляется на свет…
Я всегда знала, что хочу помогать людям. Но в юности я не понимала одной простой вещи: сначала я должна помочь самой себе. Наша семья переехала в Штаты из СНГ, когда мне было четыре года. Семья наша была совершенно светская, и в Америке мы тоже не примкнули ни к какой еврейской общине. Обстановка дома была непростая, родители развелись, тянули меня в разные стороны, воспитывали кто во что горазд, а я, как могла, старалась держаться подальше от них обоих. Лет с 12 начала пробовать легкие наркотики, и к 14 годам уже была наркоманкой.
Прошло еще пару лет, и до нашей тусовки начали добираться разные кирувные и молодежные организации. Я смотрела на них и видела, что у этих людей, религиозных евреев, есть то, чего не было ни у меня, ни у моих родителей, ни у моих приятелей. Они выглядели… счастливыми. Я видела, что счастье существует, и я хотела его. В попытках достичь этого призрачного состояния, я пробовала самые разные способы. Все они были как минимум аморальны, а некоторые — и смертельно опасны.
И все же я держалась за своё еврейство. Поехала по программе в Израиль, познакомилась поближе с некоторыми раввинами. Появился даже человек, который стал «моим равом». Вот ему-то я и сказала, что я наркоманка и что каждый день моей жизни — это сплошная беспросветность.
Прошло много лет, прежде чем я наконец попала в реабилитационный центр и прошла там программу «12 шагов». Очищаясь от съедавшего меня изнутри яда, я все больше тянулась к еврейству и к Торе. Теперь я знаю, что не каждый религиозный еврей счастлив, и не каждая религиозная семья — образец совершенства, но я выбрала для себя путь Торы и вышла замуж за замечательного религиозного человека.
Получив степень магистра в области социальной работы, я стала использовать опыт борьбы с зависимостью для того, чтобы помочь другим. Сейчас я работаю в реабилитационном центре, и, наверное, только я так хорошо могу почувствовать боль и страдания людей, которые приходят к нам лечиться.
В те годы, когда я зависела от наркотиков, я себя ощущала таким странным существом, как будто у меня не было души. Очистившись от наркотиков, я постепенно и с удивлением начала ощущать в себе присутствие чего-то, что нельзя было определить словами. Так это и была душа! А вот сейчас, когда я работаю здесь и помогаю людям, которые нуждаются в моей, именно в моей, помощи, я наконец поняла что-то еще более важное: что моя душа не зря была спущена в этот мир…
Совсем недавно я консультировала женщину, которая несколько месяцев не принимала наркотики, а потом у нее случился рецидив. Пытаясь объяснить, почему так получилось, она сказала мне, что последние несколько месяцев трезвости позволили ей снова испытать счастье. Она ходила на пляж, ездила на экскурсии, строила отношения с женщинами, с которыми познакомилась у нас в Центре, но… Но в глубине души она все еще чувствовала себя пустой. Она так и сказала, приложив руку к сердцу: «Это просто пустой вакуум».
Я отлично знала, о чем она говорит. Слишком хорошо помню это чувство. Я обещала этой женщине, что ее жизнь может измениться, точно так же, как она изменилась для меня, и можно чувствовать себя целостной и полной и перестать прислушиваться к вакууму в груди. Всё дело в том, что надежде невозможно научить человека. Надеждой можно только поделиться.
* * *
Каждый может себя изменить и стать счастливым. Но преодоление трудностей не должно оставаться лишь ступенькой саморазвития, если оно может стать инструментом помощи другим людям, которые нуждаются именно в нашем уникальном опыте!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»