Темы: Недельная глава, Свобода выбора, Бо, Фараон, Рав Бенцион Зильбер, Казни Египетские
Талмуд говорит, что главной целью создания мира было для Всевышнего создание человека. Почему? Человек — единственное в мире существо, которому Б-г предоставил свободу выбора, чтобы человек выбирал добро и получал за это награду Свыше. Свобода выбора — одна из основ мира. Рамбам в «Сефер а-Мада» в разделе «Илхот тшува» («Законы раскаяния») пишет, что человеку дана возможность направить самого себя на верный путь, если он пожелает, и быть праведником, как Моше, наш учитель, и что человек может направить себя на дурной путь, если ему захочется, и быть злодеем, как еврейский царь Иеровоам. Если бы у нас не было свободы выбора, если бы мы были устроены жестко и действовали однозначно, нам и заповеди были бы не нужны. Совершенно очевидно, что правила поведения нужны только тому, кто волен их нарушить. Тому, в ком правила запро граммированы изначально, они не нужны. И не будь у человека способности нарушать п равила, его намерение их соблюдать не имело бы никакой ценности.
В таком случае как же понимать слова «Я отягчил (сделал неприступным) … сердце» фараона? Если Всевышний сделал фараона «жестким», т.е. лишил его свободы выбора, то за что Он его наказал? Справедливо ли наказывать человека за поступок, которому нет альтернативы? За единственно возможный поступок?
Б-г управляет миром в соответствии с определенными правилами. Предоставление свободы выбора — одно из этих правил Всевышнего. Но когда Б-гу это нужно, Он выходит за рамки Своих правил, вернее, меняет их, как менял природу физических явлений в Египте.
Анализируя эпизод с фараоном, Рамбам говорит, что лишение свободы выбора — это наказание. Наказание за предыдущие действия. За грехи, совершенные по собственному выбору и желанию, говорит Рамбам, суд Небес может лишить человека свободы выборы, т.е. возможности исправиться. Другими словами, приговаривает его к духовной гибели. «Укреплю сердце фараона» сказано потому, объясняет Рамбам, что фараон сам, по собственной воле, сделал невероятно тяжелым подневольный труд евреев, разлучал мужей и жен, приказал убивать новорожденных еврейских мальчиков… Безусловно, евреев в руки египтян отдал сам Всевышний, но вот как египтяне пользовались своей властью, зависело уже от них. В конце концов фараон, как мы знаем, все-таки уступил под давлением обстоятельств (к десятой казни Всевышний убрал у фараона «дополнительное упрямство»). Уступил вынужденно, а, как говорят наши мудрецы, вынужденные действия не заслуживают ни хвалы, ни осуждения. Поэтому награды за свой поступок он не получает, а полученное им наказание, с точки зрения Рамбама, относится к прошлому.
Бейт а-леви (комментатор, живший примерно полтора века назад) возражает против мысли, что Всевышний лишил фараона свободы выбора. Что значит, говорит он, лишил свободы выбора? Можно подумать, что фараон горел желанием выпустить евреев. Он и не думал их выпускать. Но как непослушный раб подчиняется не хозяину, а плетке, так фараон покорился ударам Свыше. Что же тогда значит «сделал неприступным сердце»? На время лишил чувствительности к ударам. А свобода выбора вполне оставалась при нем. Нежелание фараона подчиниться воле Всевышнего каким было, таким и осталось.
Бейт а-леви рассуждает так. Что такое выбор? Существует несколько возможностей, и человек выбирает одну из них. Б-г передает фараону через Моше: отпусти народ Мой. Фараон отпускает? Нет. Потом на него сыплются удары, и он отпускает евреев. Это что — его выбор? Нет, его выбор остался прежним. Как и Рамбам, Бейт а-леви называет разрешение уйти, которое фараон дал евреям, вынужденным. Никакой заслуги фараона в том, что он выпустил евреев, нет. А вина в том, что не выпустил, есть. Фараон выпустил евреев из Египта не потому, что раскаялся. Дальше мы увидим, что как только страх перед наказанием у него прошел, он со всей своей армией пустился за евреями в погоню.
Можно, однако, представить себе ситуацию, когда человек под влиянием обрушившихся на него бед и несчастий раскаивается. Беды пробуждают сознание, потому что выбивают человека из привычной колеи. И раскаяние «из-за бед» является полноценным, хотя и раскаянием не самого высокого уровня (мы различаем несколько уровней раскаяния). Еврейский народ мудрецы уподобляют оливкам. Чтобы добыть из них масло, оливки отбивают. Но ведь не будь этого масла внутри, никакое отбивание ничего бы не дало, верно? Внутренне человек может быть настроен правильно, говорит Бейт а-леви, но внешние обстоятельства и соблазны сбивают его с пути. Беды и неприятности стряхивают с человека эту внешнюю шелуху, и стремление к добру выходит наружу, реализуется.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»