Темы: Недельная глава, Пожертвование, Трума, Мишкан, Рав Бенцион Зильбер, Материальные блага
«Говори сынам Исраэля, и пусть возьмут Мне приношение; от всякого, побуждённого сердцем своим, берите приношение Мне» (Шмот 25,2). В одной из прошлых бесед мы уже обращали внимание на то, что о приношении здесь сказано «брать», а не «давать». Как известно, «у Торы есть семьдесят граней», т.е. в словах Торы содержится множество смыслов. Приведем здесь линию, взятую нами из комментария Кли якар.
Про приношение сказано здесь «брать», говорит Кли якар, потому что тот, кто дает, получает от Творца много больше, чем он дал. Ведь все, что есть в мире, принадлежит Б-гу, и от Него и только от Него зависит, кто чего и сколько получит. Если человек правильно распоряжается вверенным ему имуществом, пользуется им для достижения достойных целей, значит, стоит дать ему еще.
Эту идею иллюстрирует ещё одна деталь из фрагмента главы Ки тиса, который мы читали в прошлую субботу в качестве афтары. Там говорится, что каждый еврей обязан был дать полшекеля серебра на строительство Мишкана (переносного Храма): «Когда будешь вести счет сынам Исраэля по их счислениям, то дадут они каждый и т.д.» (Шмот 30, 12). Слова «то дадут» (ונתנו), в оригинале — палиндром, т.е. читаются как справа налево, так и слева направо. Другими словами, тот, кто дает, в свою очередь получает. Это справедливо не только в отношении денег или другого имущества, но и в отношении Торы, которая тоже называется «приобретением», т.е. имуществом, как сказано: «Ибо дал Я вам приобретение доброе, Тору Мою не оставляйте».
Тот кто, обучает Торе других, сам приобретает более глубокое понимание материала. Как приводится в Талмуде (Таанит 7a) от имени раби Ханины: «Многому научился я у своих учителей, еще больше — у товарищей, а у учеников своих — больше всех». В этом явлении есть и естественная сторона, связанная с тем, что во время обучения поднимаются новые вопросы, анализируются новые стороны изучаемой темы, в результате чего сам преподаватель приобретает более глубокое понимание вопроса.
Однако, надо подчеркнуть, что есть здесь и другая сторона. В отличие от других областей знания, человек не может достичь правильного и глубокого понимания Торы без помощи Свыше. Как сказал царь Давид: «... из уст Его разум и понимание» (Мишлей 2, 6). Поэтому есть здесь также элемент получения мудрости непосредственно из Источника мудрости. И не случайно в благословении перед изучением Торы, которое мы произносим каждое утро, говорится: «Благословен... дающий Тору». В настоящем времени.
***
Три предмета, которые находились в переносном Храме: ковчег Завета, стол (для специальных хлебов) и золотой жертвенник, символизируют, соответственно, идеи Торы, Царства и Священнослужения. Не касаясь сейчас темы священнослужения, приведем еще один комментарий из книги Кли якар. Все размеры ковчега обозначаются «половинчатыми» числами (два с половиной локтя на полтора на полтора). Размеры стола — целыми числами, кроме одного (два на один на полтора).
В этом есть намек на то, что в духовных вопросах (которые символизирует ковчег) человеку всегда следует чувствовать себя «половинчатым», всегда осознавать, что кто-то достиг большего и ему самому есть, к чему стремиться. Осознавать, что у него есть возможности для роста. Смотреть, как бы, вверх. Стол символизирует Царство — богатство и почет. Тут человек должен быть «доволен своей долей», чувствовать себя обеспеченным всем необходимым и смотреть, как бы, вниз, т.е. напоминать себе, что есть люди, менее благополучные в материальном плане, чем он. Что же говорит нам один нецелый размер стола? А то, что не все свои желания человек обязан удовлетворить.
В духовной же области — в изучении Торы, в соблюдении мицвот, как мы уже сказали, всегда есть возможность для роста.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»