Темы: Рахель, Недельная глава, Ваишлах, Роды, Рав Бенцион Зильбер, 12 колен Израиля
В дороге, когда Яаков со всем своим семейством и имуществом находится уже на территории Эрец-Исраэль, у Рахель родится второй сын, Биньямин (первым был Иосеф). Она умирает родами. Сказано в главе: «…и роды ее были трудны. И было, когда она напрягалась при родах, повитуха сказала ей: не бойся, ибо и это тоже тебе сын» (Берешит, 35:16-17). На первый взгляд кажется, что повитуха приводит довольно странный аргумент, желая успокоить страдающую от невыносимой боли женщину. Почему она говорит «не бойся»? Рахель чувствует, что умирает, почему же сообщение, что на свет появляется сын, а не дочь, должно избавить ее от страха? Разве при родах сына не умирают?
Что имеет в виду повитуха? По-видимому, повитуха знает, что Рахель тревожит не столько то, переживет ли она роды, сколько другое – кого она произведет на свет. Именно об этом думала Рахель в свои последние часы. Ведь если родится дочь, значит она, Рахель, не выполнила до конца свою задачу в этом мире – родить Яакову двух сыновей. В комментарии к одному из стихов предыдущей главы (там же, 29:34) Раши объясняет, что семье Яакова было известно: у Яакова должны родиться двенадцать сыновей, которые станут родоначальниками колен Израиля. Одиннадцать уже родились, причем шестерых родила Лея, по два сына было у Зилпы и Билы, служанок Леи и Рахели, одного – Иосефа – родила Рахель. В Талмуде сказано, что седьмым ребенком Леи должен был стать сын. Однако она попросила Всевышнего, чтобы родилась дочь. Лея не хотела, чтобы Рахель родила Яакову меньше сыновей, чем каждая из служанок. Творец исполнил ее просьбу, и на свет появилась Дина.
Вот это и тревожит Рахель – неужели она не удостоится чести сравняться хотя бы с Билой и Зилпой? Если бы на свет появилась дочь, Рахель не выполнила бы своего предназначения. Не смерть, а именно это обстоятельство так страшило ее. Повитуха успокаивает ее: это сын, ты родила Яакову двух сыновей. И Рахель уходит в другой мир со счастливой душой.
В этой связи хотелось бы рассказать об удивительном случае, который произошел с р. Аароном (в книге, где я прочел об этом, фамилия рава не указана), раввином литовского города Таураге (Тавриг). Во время Первой мировой войны линия фронта проходила близко к городу. Однажды ночью русские солдаты заметили в затемненном городе одно-единственное окно, из которого лился свет. Солдаты заподозрили неладное: «Кто-то подает сигналы неприятелю!»
«Шпионом» оказался местный раввин, который изо дня в день допоздна сидел над книгами. В военное время, как известно, разговоры коротки. Пожилому человеку объявили, что он будет расстрелян за пособничество врагу. Ни один мускул не дрогнул на лице раввина. «Я наткнулся на сложный отрывок у Рамбама и пытаюсь его понять. Дайте мне несколько минут, я перечитаю этот отрывок, а потом делайте со мной что хотите».
Солдаты решили выполнить последнюю, столь необычную просьбу. В конце концов, пленник у них в руках, бежать ему абсолютно некуда. Раввин снова склонился над книгами… Внезапно стало известно, что немецкие войска приближаются к Таураге, и солдаты бросились врассыпную. Жизнь мудреца была спасена. Поведение в минуту опасности – один из показателей духовного уровня человека. Рахель не боялась смерти. Невыполнение миссии, возложенной на нее Творцом, – вот что действительно страшило ее. А если человек знает, что приносит жертву ради достижения главного в жизни, – он счастлив.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»