Еврейский народ все еще находится в изгнании. Некоторым это утверждение не кажется очевидным, поскольку сегодня евреев почти нигде не дискриминируют, а по Иерусалиму, некогда вспаханном как поле, ходят трамваи. Но источники нашей традиции свидетельствуют о том, что изгнание продолжается. Йерушалаим — это в первую очередь Храм, а Храма сегодня нет. Большинство евреев в силу самых разных причин не живет в Эрец Исраэль. Наш народ раздираем внутренними усобицами и конфликтами. Большинство евреев не соблюдает заповеди Торы. Наши ряды выкашивает ассимиляция — физическая и духовная. В законодательстве государства Израиль присутствуют элементы правовых норм Британской и Османской империй. Мы зависим от народов мира, и даже здесь, в Святой Земле, евреи страдают от врагов, которые постоянно угрожают войной, нападают, убивают.
Талмуд говорит, что эти проблемы решит приход Машиаха, и Рамбам («Законы царей» гл. 12, алаха 2) пишет, что разница между нашим временем и временем Машиаха сводится к порабощению Израиля царствами. Т.е. после прихода Царя Машиаха не будет притеснения евреев со стороны царств. Мудрецы великого собрания, установившие, в частности, обязанность трижды в день читать молитву «Амида», включили в нее просьбу о приходе Машиаха. С тех прошло около 2500 лет, а он не приходит. Уже во времена Хазаль (мудрецов мишны и Талмуда) был задан вопрос: почему Вс-вышний задерживает обещанное Избавление?
Мы предлагаем вниманию читателей «Мира Торы» перевод отрывка из книги «Сефер а-Брит». Ее автор — рав Пинхас Элияу Горовиц — известен тем, что успешно совмещал глубокие познания в области еврейской учености с естественнонаучными знаниями. Несмотря на то, что его книга в целом посвящена совсем другим вещам1, автор предлагает в ней свой вариант ответа и на поставленный выше вопрос.
И разыскивал, и исследовал хорошо2 всем сердцем моим, чтобы выяснить причину продолжительности нынешнего изгнания, и увидел, что в этих поколениях есть много Торы в Израиле, многие евреи изучают Мишну, Гмару, алахические постановления, а также книги по Каббале, и всё-таки «не пришёл Избавитель в Цион». И многие люди в поколениях этих усилились в молитве, со всей силой и мощью, и вот, даже они кричат, но остаются без ответа. И многие люди заняты заповедями, умножая их до того, что «полны заповедями, как гранат»3, и всё-таки «год Моего избавления» не пришёл.
И если все эти три [вещи]4 присутствуют в нынешних поколениях, а мы все ещё не возвратились в нашу страну, что остаётся нам еще? «И мы не знаем, что делать» больше этого, [чтобы] угодить Вс-вышнему. И сказал я в сердце своём: это ни что иное, как некий ущерб, который стоит против этих [вещей], и входит также Cатан в них, чтобы ослабить силу трех этих [вещей], ибо много масла помазания делается зловонным от одной дохлой мухи.
И было, когда искал я [чтобы] узнать, что это за ущерб, нашел я, что все три упомянутые группы людей, когда исполняют заповеди, имеют намерением5 собственные потребность и благо, а не «выкуп» Святого, Благословен Он, и Шхины из Изгнания6. И у каждого еврея мысль его на путь его собственный обращена и на собственную пользу. И во всей Торе или молитве, или заповеди, которую он исполняет, он имеет намерение приобрести себе важное место в Ган Эдене и в Грядущем Мире, а [также] чтобы посредством этого быть успешным во всех делах рук его в этом мире, и чтобы удлинить себе жизнь с женой и детьми. И всё упование и всё желание такого еврея, чтобы был у него достойный заработок, и чтобы удостоиться построить себе большой дом и двор из тесаных камней белой брусчатки, и чтобы простоял он долгие дни, и чтобы унаследовали его дети и дети детей, которые родятся у него в чужой стране, и чтобы увидеть потомство и удлинить жизнь в Изгнании, и чтобы умереть в до брой старости, и чтобы над ним сказал надгробную речь рав того города с остальными, важными в Торе, у синагоги, и чтобы была у него большая похоронная процессия со множеством скорбящего люда — вот вся цель, к которой стремится еврей в этом Изгнании, а [слова просьб] о приходе Машиаха, произносимые постоянно, привычны на языке его, только произносятся они с неискренним сердцем.
Верно, что во все еврейские праздники говорим мы «в следующем году — в Иерусалиме»: не сегодня и не завтра, а лишь откладываем это на целый год. Но и это [говорим] не с искренним сердцем, потому что хочется человеку закончить дом, который он строит, строительство которого можно завершить только через несколько лет, а также хочет он завершить сделку, которая идёт 4–5 лет и даст ему [соответствующий] документ, называемый контрактом. И [потому] не взывают как надо и не делают истинно во всех трех упоминаемых группах действий, [необходимых] чтобы ускорить конец [Изгнания] и выкупить народ и Вссильного его, Святого Благословен Он, и Шхину.
И это то, о чём сказало Писание: «…И всякая милость ее — как цветок полевой.» (Йешаяу 40:6). Т.е. готовят Тору, молитву и заповеди их только для собственного блага и выгоды: или для этого мира, или для Грядущего мира, или для них вместе. И [скажет Вс-сильный Израиля:] человек не кладёт на сердце исполнять их (Тору, молитву и заповеди) Мне, во Имя моё, ради Меня, чтобы вывести Меня из моего страдания и из моего Изгнания, как сказано в книге «Зоар»: «Всё благо, которое они делают — для себя делают» и горе ушам, которые такое слышат! «Слышится голос в Раме, вопль [и] горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих» (Ирмияу 31:14): наша Мать — Святая Шхина — хочет выйти из Изгнания вместе со всеми сыновьями, но нет того, кто слышит Её. Кричит Она, но нет спасителя и избавителя нет.
Итак, брат мой и народ мой, знайте наверняка, что всё время, что в Торе, молитве и заповедях вы не будете иметь в виду намерение выкупить Святого, Благословен Он, и Шхину — не придёт наш Машиах, ибо Святой, Благословен Он, ведёт себя с нами по принципу мера за меру, говоря: «Каждый из Вас жалеет себя, а не Меня — тогда и я не сжалюсь над вами»7. И не буду надеяться на человека и уповать на больших людей, в счёт заслуг и молитвы которых придёт Избавитель, ибо Он видит людские сердца и знает Он, кто велик на самом деле… Но каждый еврей, пусть он даже вообще не является большим человеком в Торе, обязан воевать за Отца Небесного8, чтобы Он воцарился над землей, и вступить в войну и сражение за нашу землю, наследие наших отцов — Эрец Исраэль: в заповедях, которые еврей делает, пусть имеет в виду намерение выкупить Святого, Благословен Он, и Шхину из Изгнания, или чтобы Вс-сильный выкупил — таково пусть будет его намерение!
В «Шулхан Арухе» («Йорэ Деа») написано, что в разных видах цдаки (например, обязанности кормить голодных, одевать голых или лечить больных) выкуп пленных [стоит] на первом месте, и запрещено задержаться с этим даже на мгновение9. И если такова важность выкупа одного человека, тем более важно выкупить весь народ и нашего Вс-сильного, что будет являться выкупом всех пленных вообще. И пусть не говорит человек в сердце своём: «Кто я и какова моя значимость, чтобы было по силам заповедям моим сделать такую великую вещь?» Ведь даже если сам он малозначителен, у заповеди есть великое значение и большая сила совершить это, если только будет он иметь намерение выкупить Святого, Благословен Он, и Шхину из Изгнания. И тогда вскоре наступит год Избавления, и отстроится Цион, и все города Иудеи и Эрец Исраэль, и воцарится слава Г-сподня в Йерушалиме, который станет главным [городом], и потомки рабов Вс-вышнего унаследуют его вскорости, в наши дни!
1 Книга «Сефер а-Брит» была впервые опубликована в 1797 году. Книга представляет собой «кашерную энциклопедию для евреев», где собраны и обобщены научные знания того времени об окружающем мире. На «еврейской улице», в том числе в раввинской среде, этот труд пользовался большой популярностью: книга выдержала свыше 30 переизданий и даже была переведена на язык ладино для сефардской аудитории.
2 Автор употребляет оборот, который встречается в Торе, в частности, там, где рассказывается о расследовании, которое должно быть предпринято для установления фактов относительно отдельных евреев или целого города («ир а-нидахат»), совратившихся в идолопоклонство. Очевидно, таким образом рав Горовиц подчеркивает, до какой степени внимательно он отнесся к выяснению вопроса, ведь идолопоклонство — самый страшный грех.
3 Эти слова — аллюзия на известный мидраш о том, что в гранате 613 зернышек — по числу заповедей Торы (на самом деле, число зернышек в гранате обычно другое).
4 Приведенные автором «компоненты» — изучение Торы, молитва и заповеди — отсылка к сказанному Шимоном Праведником: «На трех вещах стоит мир: на Торе, на заповедях и милосердии» («Авот» гл.1 мишна 2).
5 Заповеди изначально нуждаются в правильном намерении («каване»): когда еврей выполняет заповедь, он должен иметь в виду, что он выполняет заповедь Торы, и, как правило, помимо этого, он должен иметь в виду некое дополнительное намерение (например, читая «Шма, Исраэль», он понимает, что принимает на себя Иго Небес, а надевая тфилин — думает о том, чтобы Тора Творца была в его устах и т. д.). И только в ситуации апостериори, если еврей не имел в виду особых заповеданных намерений, при этом выполнив заповедь технически, мудрецы спорят: засчитывается ему выполнение заповеди или нет.
6 Согласно Каббале, после разрушения Храма произошло «разделение» между Творцом, Благословен Он, и Шхиной, т.е. Б-жественным Присутствием, и Шхина отправилась вместе с евреями в Изгнание. Наша задача состоит в восстановлении этого утраченного единства. Автор «Сефер а-Брит» для объяснения этого понятия использует слово «выкупить». Рамхаль пишет, что, конечно же, это разделение присутствует только в нашем мире, в более высоких мирах этого разделения не существует.
7 Здесь автор вступает в спор с теми, кто утверждает, что достаточно соблюдения кодекса «Шулхан Арух».
8 Т.е. иметь намерение «выкупить Творца и Шхину Его из галута», а не иметь в виду собственное благо.
9 Рамбам приводит в качестве алахи, что вообще нет заповеди более великой, чем выкуп пленных.
Из журнала «Мир Торы»
Переводчик р. Зеев Шафранов
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»