Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Необходимо остерегаться, чтобы не выходить из дома в шабат в непроверенной одежде. При переносе случайно забытых в кармане предметов нарушаются другие запреты.

Если человек по неосторожности не выполнил постановление мудрецов проверять карманы одежды, так что вследствие этого забыл, и случайно вынес что-либо, и вспомнил об этом предмете, когда уже шел по ршут арабим или когда вошел в другое владение, но ещё не сделал там полной остановки (а если уже сделал полную остановку, то завершил тем самым ме-лаху переноса), он поставил себя в затруднительное положение, и необходимо хорошо знать законы переноса, чтобы в таком положении не увеличить степень нарушения шабата.

Прежде всего, необходимо хорошо осознать ситуацию и понять, что двигаться дальше невозможно, поскольку каждые 4 амы, пройденные им по ршут арабим, явятся новым отдельным нарушением. С другой стороны, нельзя остановиться там, чтобы не сделать анаху в ршут арабим, и тем более ему запрещено положить предмет куда-либо. Что же делать? Прежде всего, он не должен идти вперед, но ему следует вернуться назад на расстояние менее 4 амот и ходить туда и обратно в пределах этих 4 амот, чтобы продумать дальнейшие действия. Если внутри этих 4 амот есть маком птур, то есть место в ршут арабим высотой более трех тфахим и площадью менее чем 4 на 4 тефаха, следует положить предмет туда. (А если маком птур далек от него, но присутствует товарищ, пусть попросит товарищ взять у него из рук на ходу этот предмет и пронести его менее 4 амот. Потом, не останавливаясь, взять предмет у товарища и пронести его еще раз на расстояние менее 4 амот, и снова вернуть товарищу, продолжая свои перемещения, пока не достигнут какого-нибудь маком птур, чтобы положить предмет там. Все это необходимо делать на ходу, без остановки.) Если же маком птур нет, но присутствует нееврей, необходимо попросить неев-рея, чтобы тот взял предмет у еврея на ходу и совершил анаху. (В случае большого ущерба разрешают сказать нееврею, чтобы тот отнес предмет домой /смотрите ниже/; в этом случае желательно, чтобы нееврей не успел сделать анаху.) (А еще лучше сказать нееврею таким образом, чтобы тот понял сам, так как намек разрешен даже в обычной ситуации). И если поблизости нет нееврея, следует положить предмет «неудобным образом» (килеахар яд — см. 5:7), то есть не так, как кладут в будни, и все это, не переставая ходить туда и обратно (и прежде, чем начнёт двигаться дальше). В месте же, где невозможно ходить туда и обратно в пределах 4 амот, например на опасной проезжей части, видимо, следует разрешить вынуть предмет из кармана и поместить между деталями одежды, чтобы дальнейший перенос производился килеахар яд, а затем продолжить движение до места, где он сможет прекратить ходьбу и проделать то, что описано выше.

Если кто-либо забыл и вынес одежду в руках, уже не поможет просто надеть ее, хотя бы и на ходу, так как само надевание считается анахой (если он по ошибке остановился, что является анахой, то тогда одежду можно будет надеть).

Таков же закон и в случае, если уже внес в ршут аяхид, но еще не остановился: нельзя прекращать движение (здесь, правда, можно продолжать движение в любом направлении). И, как было описано выше, следует попросить нееврея положить одежду или положить самому необычным способом, если не-еврея там нет. Но положить в маком птур в ршут аяхид невозможно (так как не существует маком птур в ршут аяхид) за исключением случая, когда маком птур расположен непосред

ственно рядом с ршут аяхид. И оттуда после анахи можно взять предмет в ршут аяхид.

Что делать дальше, если не хотят оставить предмет в ршут арабим, куда его вынужденно положили? В этом случае решение зависит от того, будет ли оставлением там предмета причинен большой ущерб, или нет. В случае небольшого ущерба нет никакого способа донести предмет до дома, кроме как таким образом намекнуть нееврею сделать это, чтобы тот додумал самостоятельно. В случае же большого ущерба, если предмет останется там до окончания шабата (когда опасаются, что предмет украдут), есть несколько облегчений в законе. После того, как положили предмет описанным выше разрешённым способом, разрешают сказать нееврею донести предмет до охраняемого места, даже если придется внести его в ршут аяхид. Но и в этом случае правильно уменьшать степень нарушения шабата, и поэтому, по возможности, следует постараться намекнуть ему в такой форме, чтобы нееврей сам понял, что от него требуется. Если же нееврея там нет, видимо, следует разрешить нести предмет самому переходами менее четырех амот каждый, делая, как мы уже писали выше, каждый раз полную анаху. И если невозможно каждый раз класть предмет на землю, необходимо делать анаху посредством остановки. При этом остановка должна быть полная (некоторые авторитеты требуют даже присесть, хотя бы на миг). Если есть рядом другой еврей, то лучше, чтобы каждый нес расстояние менее 4 амот, передавая затем предмет другому. Видимо, также поступают, если обнаруженный предмет является мукце.

Как кажется, в случае большого ущерба, когда разрешают нести предмет таким образом, чтобы каждый нес менее чем по 4 амы, то, возможно, лучше вообще не класть вначале предмет на землю (даже изменённым способом), а отдать второму сразу, чтобы тот пронес менее 4 амот, а затем пронести самому и т.д. Но при этом следует быть очень осторожными, чтобы ни один из несущих не сделал анахи в ршут арабим, поскольку это явится завершением первого переноса из ршут аяхид в ршут арабим.

Все сказанное касалось передвижения по ршут арабим. Но как по достижении ршут аяхид внести предмет туда во избежание большого ущерба? Возможно, следует разрешить сделать это килеахар яд, то есть внести туда предмет необычным способом, как то, бросить через спину и т.д. (необходимо, чтобы хозяин предмет совершил это действие.)

Из всего этого видно насколько необходимо остерегаться, чтобы не выходить из дома в шабат в непроверенной одежде. При этом не только нарушается запрет мелахи переноса при переносе случайно забытых в кармане предметов, но и, как следствие этого, нарушаются другие запреты, особенно если идет речь большом ущербе.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше