Из цикла «Все для Босса», темы: Рухама Шайн, Все для Босса
Становясь на молитву, евреи всех концов света поворачиваются в одну сторону — по направлению к Ерушалаиму. Там стоял Храм, и от него сохранилась наша главная святыня — Западная Стена, Котель Маа-рави, которую называют еще Стеною Плача. Евреев тянет туда магнитом, который спрятан у них в сердцах. И неважно, кто правит сейчас в этой земле, арабы, турки или англичане. Пока есть дорога к Стене, есть надежда.
Папа каждый день ходил туда молиться. В 1948 году времена были тревожные, власть англичан над Палестиной явно шла к концу. Организация Объединенных Наций проголосовала за то, чтобы устроить здесь два государства: арабское и еврейское. Но арабы заявили, что никакого еврейского государства они не потерпят. И чтобы подкрепить свою угрозу, они время от времени громили еврейские магазины или убивали безоружных стариков. Вот-вот должна была начаться война.
А Папа продолжал ходить к Стене. Он делал это как солдат, который ставится на пост, потому что так ему положено, независимо от того, чирикают ли рядом воробьи или свистят пули. Тяжелая работа была назначена ему: он просил Гашема заступиться за «клаль Исроэль», за весь Израиль, куда входят и те, кто выполняет Тору, и те, кто позабыл о ней, те, о ком вспоминают с любовью, и те, о ком вообще не хочется вспоминать. Но с евреями такое дело, что спастись они могут только все вместе. Как человек, который завяз в болоте: он же не может оставить там одну ногу или голову, чтоб выбралось все остальное…
И вот, пока другие евреи делали втайне автоматы и пулеметы, и учились из них стрелять, чтобы отбиться от арабов, Папа молился Тому, Кто посылает успех делам человека. Однажды он, как обычно, отправился к Стене, и уже в дороге, оглядевшись, увидел, что еврейские кварталы пусты, а вдоль его пути выстроились арабы, и ножи у них за поясами, и взгляды их как лезвие ножа. Много мужчин с мечтой об убийстве и один седобородый еврей. Смерть была близко-близко… Папа шел, глядя прямо перед собой и прося Гашема о защите. Повернуть назад было уже поздно.
Он дошел до стены. Босс, Которому он верно служил много лет, сделал для него чудо: сзади Папы шли два английских солдата, которые должны были сменить караульных, стоявших у Стены на посту. Секунды достаточно, чтоб выхватить нож, ударить и скрыться в толпе, Гашем свел на нет эту секунду, сделав так, что вооруженные англичане шли за Папой всю дорогу, не обгоняя и не отставая от него. А тому, кто в задоре сердца спросит, почему же спасение пришло так буднично, почему для защиты Папы не ударил по врагу огонь с неба, можно со вздохом ответить, что чудо зависит не только от праведника, но и от заслуг остальных евреев.
И иногда чуду приходится тащиться по жаре с тяжелой винтовкой за плечом, посмеиваясь над евреем, который маячит перед носом всю дорогу.
Пока караул менялся, Папа прочел у Стены Тгшшм, благодаря Босса за защиту,и, опять сопровождаемый англичанами, вернулся домой в безопасности. Возможно, он был последним евреем, побывавшим в это время у Стены. Через несколько дней англичане увели свои войска, и арабы семи стран начали войну против евреев. В результате, Ерушалаим оказался разделенным на две части, и никакой еврей не мог показаться у Стены долгие девятнадцать лет.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»