Из цикла «Все для Босса», темы: Рухама Шайн, Все для Босса
Что такое «эссен тэг»? Балебосим, семейные люди, слушайте внимательно! На идиш это значит «едальный день». Но разве в другие дни недели люди постятся? Нет, но в этот день еды нужно наготовить вдвое-втрое больше обычного. Потому что раз в неделю в каждую семью приходит ешива-бохур, юноша из ешивы, и ест так, как будто только что спасся с необитаемого острова. Моше и Рухома тоже принимают у себя раз в неделю такого паренька. Все блюда, которые Рухома ставит перед ним на стол, он съедает до последнего кусочка. Это вселяет надежду, что Рухома наконец научилась прилично готовить.
Моше и Рухома познакомились еще с одним юношей, у которого хороший аппетит. Его зовут Илья Урканский. Недавно ему предстояло идти служить в польскую армию, где трудно, почти невозможно соблюдать субботу и кашрут. Как многие ешиботники до него, Илья стал голодать, пока не превратился в живой скелет. На призывной комиссии взглянули на него и велели отправляться восвояси. Такой солдат не только ружья не поднимет, его самого придется под руки держать. Илье повезло — ему дали постоянное освобождение. Кому-то повезло меньше — были такие ешиботники, которых освобождали временно, и им приходилось голодать снова и снова. Кому-то совсем не повезло: при такой диете нетрудно заработать туберкулез. И вот, чтобы избежать этого, Илья лежит в гамаке, потому что у него нет сил двигаться, и без устали поглощает сладкий крем, запивая его пивом. При этом он то и дело трогает себя за обтянутый кожей подбородок и спрашивает:
— Ну что, реб Моше, заметно? Правда, я толстею?
И сейчас, глядя на этого сластену, никто бы не сказал, что это самый настоящий герой, который рисковал головой ради нашей Торы. А теперь у него просто начался «эссен тег»…
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»