Из цикла «История еврейского народа», темы: Войны, Антисемитизм, Рав Моше Ойербах, Вавилон, История еврейского народа, Диаспора, Власть, Сабораи
Всего лишь через двадцать лет после смерти рава Аши — великого редактора Талмуда — в Вавилонии начались преследования евреев. Царь Ездегер пытался навязать евреям религию новоперсов. После его смерти преследования прекратились, но вскоре царь Пируз возобновил гонения. Он казнил рэйш галута и многих мудрецов, разрушил синагоги и собрал еврейских детей для обращения в веру язычников. Со смертью Пируза в Персии произошел переворот, еще более усугубивший страдания евреев. Ешивы были закрыты, и лишь нескольким мудрецам удавалось продолжать занятия Торой.
Во времена волнений в Персии рэйш галута Map Зутра восстал против наместника властей. Семь лет Map Зутра самостоятельно правил в городе Махоза и его окрестностях. Однако персидским властям удалось сломить сопротивление евреев, они пленили Мара Зутру и казнили его. Репрессии распространились и на Пумбедиту. Мудрецы, жившие там, были вынуждены оставить город и переехать в другое место — город Пизур-Шабур. Когда же преследования евреев в Пумбедите прекратились, часть мудрецов возвратилась обратно и местная ешива стала функционировать вновь.
Правительству Персии для удержания власти приходилось прилагать неимоверные усилия. Гражданские войны истощали страну. Евреи сильно страдали от этих войн. Если они помогали одной из противоборствующих сторон, то другая сторона, одержав победу, немедленно начинала подвергать евреев преследованиям. Однако не становилось лучше и тогда, когда побеждала сторона, поддерживаемая евреями. Победители требовали помощи в войне и поставок продовольствия своей армии. Правление персов длилось до тех пор, пока не было противостоящего им сильного врага. Единственной реальной силой, выступавшей против персов, была Византия, но в тот период и она была ослаблена.
Неожиданно у персов появился сильный организованный противник. Арабы, объединившись под знаменами ислама, превратились в мощную военную силу. Подобно ураганному ветру они вторглись в Персию. В 4397 (637) году войска халифа Омара захватили Вавилонию, которую с тех пор стали называть Ираком. Царь Вавилонии Ездегер III погиб, спасаясь от преследования завоевателей. Войска победителя захватили всю территорию Вавилонии до ее границы с Индией.
Арабы хорошо отнеслись к евреям. Они признали рэйш галута автономным правителем и передали в его ведение не только решение вопросов, относящихся к религии, но также и судопроизводство. От евреев они требовали лишь уплаты налогов. Рассказывают, что халиф Омар приказал отдать дочь царя Ездегера к жены рэйш галута Бустенаю, показав, тем самым, что глава евреев считается в глазах халифа равным царю.
Мудрецов, живших в Вавилонии после завершения Талмуда, называют савораями. Они привели Талмуд к его окончательному виду и объяснили некоторые трудные места; в Талмуде есть также добавления, сделанные савораями.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»