— Спасибо, женушка!.. — сказал Авраам, отодвигая пустую тарелку. — Хозяюшка моя! Как же ты меня кормишь!.. Вкусно!.. Послушай, а давай пригласим на ужин гостей! Если ты не против, конечно.
— Давай! Кого ты хочешь позвать?
— Хаима, моего лучшего школьного друга, я тебе о нем много рассказывал. Мы с ним последний раз виделись, когда прощались накануне его свадьбы. Он улетал. Хупа была в Штатах. Потом он жил там два года, и вот, на прошлой неделе они с женой приехали в Израиль. Позовем их в гости, а заодно увидим его супругу…
— Хорошая идея, — одобрила Эсти, большая любительница пообщаться с новыми людьми и потом, при случае, «помыть им косточки».
— Кстати, как ее зовут, супругу Хаима? Это ты говорил мне, что она долго не могла выйти замуж?!
— Нет, не я. Я насчет этого ничего не знаю. А зовут ее Анитой. Ну что, я их приглашаю на завтрашний ужин?
На следующий день две семьи собрались за столом. Шла непринужденная беседа, плавное течение которой ничем не нарушалось до того момента, пока установленная в спальне «радионяня» не передала в эфир пронзительный и требовательный рев новорожденного младенца. Извинившись, молодая мать пошла кормить сына.
…Жена почему-то долго не возвращалась, и Авраам решил проверить, не нужна ли ей его помощь. Предложив гостям полистать альбомы с фотографиями, чтоб не скучать, он попросил разрешения на пару минут отлучиться и тоже ушел в спальню.
— Ой, ну вообще… Как Хаиму не повезло, бедному, — сокрушенно сказала Эсти, не в силах совладать с желанием немедленно, ну хоть капельку, посудачить. — Мало того, что она не вполне культурна, еще и лицом не вышла. А парик, наверное, не мыла с самой свадьбы. И если не перестанет столько есть, она может не выйти из нашей двери!
Эсти оседлала любимого конька и принялась «перемывать косточки» гостей.
— Ну, не так все плохо! Тем более что Хаим ее любит, — Авраам, как обычно, начал защищать.
— Да ты на нее посмотри…
— Ладно, давай вернемся к гостям, неудобно, потом об этом поговорим.
Вернувшись, Авраам и Эстер сели на свои места. Но что-то в воздухе переменилось. Гостям как будто расхотелось говорить, было заметно, что они чувствуют себя не в своей тарелке. Куда улетучилась недавняя непринужденность?
Когда в «радионяне» раздалось всхлипывание младенца, хозяева догадались: это устройство дословно передало гостям разговор, состоявшийся в спальне.
В Торе говорится о болезни цараат (проказе). Как поясняют наши мудрецы, эта болезнь дается человеку за грех злоязычия. Но проказа — еще не самое страшное, что может произойти. Из-за злого языка распадаются семьи и рушатся крепкие связи, которыми мы дорожим.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»