Из цикла «Книга нашего наследия», темы: Элиягу Ки-Тов, Сионизм, Галут, Земля Израиля, Еврейский календарь, День независимости, Споры, Геула, Религиозный сионизм
5-е Ияра — это день, когда в 5708-м (1948-м) году от Сотворения мира управление частью Эрец Исраэль вернулось к еврейскому народу после 1884 лет изгнания, преследований, унижений — и ожидания избавления.
Это произошло через 3706 лет после того, как Эрец Исраэль была обещана нам Всевышним, который Своей властью наделяет народы землями. Это обещание было частью союза, заключенного Им с Авраамом, Брита бейн га-бетарим, как сказано в Торе: «Твоему потомству Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Прат» (Берешит, 15,19).
Это произошло через 3661 год после того, как Всевышний вновь повторил Свое обещание, заключив союз с нашим праотцом Ицхаком немедленно вслед за акедат Ицхак (остановленным Всевышним принесением Ицхака в жертву на горе Мория), как сказано в Торе: «И овладеет потомство твое вратами врагов своих. И благословятся в потомстве твоем все народы земли» (Берешит, 22,17).
Это произошло через 3560 лет после того, как это обещание было дано в третий раз, когда союз Всевышнего с Авраамом и Ицхаком был распространен и на нашего праотца Яакова, после того, как он вынужден был уйти в изгнание в Харан, как сказано в Торе: «Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной. И распространишься на запад и восток, на север и на юг» (Берешит, 28,13).
Двести пятнадцать лет провели наши праотцы и основатели колен Израиля в Эрец Исраэль, ожидая наступления дня, когда они вступят во владение ею и обретут ее на вечные времена. Даже когда они покинули ее, они сделали это лишь по непосредственному указанию Всевышнего и для того, чтобы переполнилась чаша грехов тех, кто владел ею в прежнюю пору — иными словами, чтобы навсегда изгнать их из страны, ставшей наследием наших праотцов.
Двести десять лет провел еврейский народ в плавильном котле египетского изгнания, ожидая избавления и возможности вступить во владение своей страной. В течение сорока лет после этого скитались евреи по пустыне, следуя указаниям Всевышнего, ожидая, когда Царь и Судья скажет им: «Идите и наследуйте землю, о которой клялся Г-сподь отцам вашим» (Дварим, 1,8).
Восемьсот пятьдесят лет (наступившие после этого) наши отцы прожили в унаследованной ими земле, которой они завладели, чтобы сделать ее местом своего постоянного пребывания. В течение всего этого времени мы были настоящими хозяевами страны — пока ассирийский царь Санхерив, а позднее — вавилонский царь Навухаднецар не изгнали нас из нее. Они попытались поселить в нашей стране другие народы, но те в ней не прижились, и она оставалась пустынной в течение семидесяти лет.
Затем Всевышний вспомнил о Своем народе и его стране, и мы вернулись и снова поселились в ней. Мы провели в ней еще четыреста двадцать лет, пока не пришли римляне и не отняли у нас управление страной, не сожгли наш Храм и не изгнали большую часть нашего народа из его страны. Правда, и после этого еврейское присутствие в Эрец Исраэль никогда не прекращалось, однако мы составляли в ней незначительное меньшинство и были как бы пришельцами в собственной стране. Большая часть народа пребывала в изгнании, была рассеяна но странам, принадлежащим его врагам и находящимся во всех частях света.
Итак, обещание Всевышнего отдать нам Эрец Исраэль сопровождает нас уже 3700 лет, из которых мы провели в стране (как хозяева и постоянные ее жители) полторы тысячи лет. Все остальные годы, проведенные нами в изгнании, были годами тоски по Эрец Исраэль, годами предвкушения возвращения и освобождения. Мы были подобны человеку, стоящему у окна и ожидающему прихода гонца, который должен принести долгожданную весть. Даже если гонец задержится, его будут ждать с нетерпением в любую минуту.
Даже когда судьба забрасывала наш народ на край света, он устремлял свои взоры исключительно к своей стране и никогда, даже на краткий миг, не отчаивался туда вернуться. Наш народ хранил верность Эрец Исраэль, и Эрец Исраэль хранила верность еврейскому народу, сохраняя дарованное ей изобилие для своих сыновей, возвращающихся, чтобы прикоснуться к ее земле — и ни для кого другого.
Последнее изгнание еврейского народа из Эрец Исраэль оказалось самым долгим. 5708-й (1948-й) год был 1880-м после разрушения Второго Храма римлянами. В течение всего этого периода Эрец Исраэль была пустынной и заброшенной страной, переходящей от одной державы к другой, хотя все они были ей чужими. Ни один завоеватель не закрепился в ней, никто из них не сумел сделать ее своей. Ведь не по слову пророка, посланного Всевышним, пришли в Эрец Исраэль иноземцы, изгнали из нее еврейский народ и завладели ею. Они пришли сюда по собственной недоброй воле, а грехи Израиля стали истинной причиной их временной победы. Однако они не смогли отнять у еврейского народа право владеть этой страной! Исключительные права Израиля на Эрец Исраэль остались неприкосновенными — лишь бы он вернулся в нее, когда придет его час.
В течение всего этого периода еврейский народ скитался по свету — из одной страны в другую, нигде не находя себе убежища. Ни в одной стране евреям не помогала беспредельная лояльность по отношению к существующей власти и господствующему народу, равно как и то, что их присутствие приносило «хозяевам» неоспоримую пользу — по прошествии короткого времени «хозяева» забывали обо всем этом и напоминали евреям, что они находятся в чужой стране.
Единственным утешением для Израиля в течение всего периода изгнания была таящаяся в сердце каждого еврея надежда, что Всевышний в скором времени пошлет Израилю избавление, возвратит его в Эрец Исраэль и вернет прежние прекрасные времена!
Народы мира наблюдали за нами, видели, что мы в течение всего этого периода были полны тоски и ожидания, и задавались вопросом: «Неужели эта опустошенная страна действительно ждет евреев, а они — возвращения в нее? Неужели мы своими глазами увидим чудо встречи народа со своей страной, встречи двух сердец, рвущихся друг к другу после двухтысячелетнего расставания?»
И вот, в 5708-м году от Сотворения мира, 5-го числа месяца Зив, он же — Ияр, поднялись во весь рост потомки Яакова. Ноги их твердо упирались в Святую землю. Они поднялись и провозгласили:
«Эта страна, в которой мы находимся, которую мы обнимаем изо всех сил — она принадлежит нам и нашим потомкам! Власть в ней отныне будет принадлежать только ее сыновьям и наследникам, возвращающимся в страну, которая была силой у них отнята. Теперь все они вернутся с четырех концов света и вновь завладеют ею!»
Тогда же власть над значительной частью Эрец Исраэль перешла от чужеземцев к потомкам Авраама, Ицхака и Яакова. Многие из тех, кто в течение целых столетий опустошал Святую землю, преисполнились страха перед евреями, ответившими войной на насилие, и бежали от них со всех ног, бросив свои поля и дома.
Но евреев-изгнанников, возвращавшихся в Святую землю из разных стран, было гораздо больше, нежели бежавших из Эрец Исраэль чужеземцев. Евреи поселялись в стране своих отцов, обживали ее, отстраивали ее, сажали сады, вспахивали поля и совершали другие необходимые дела.
Сама земля приняла их благосклонно. Деревья начали давать гораздо более обильные плоды, чем при господстве чужеземцев. Были выстроены много новых городов и бесчисленные деревни. Корабли и самолеты связали Святую землю с другими странами, так что повсюду стало ощутимым присутствие ее посланцев.
Тогда задрожали враги Израиля, сильные мира преисполнились страха, все народы мира, близкие и далекие, были потрясены. Они сказали себе: «Смотрите — вот чудо, равного которому мы не знаем за всю историю мира! Б-г Израиля примирился со своим народом, сыновья Его возвращаются в свои пределы!»
У народов мира была причина для изумления. В самом деле, в течение многих поколений их мудрецы учили, что еврейский народ никогда не возродится в своей стране! И вот, это чудо произошло непосредственно у них на глазах! Их мудрецы оказались посрамлены!
Однако и у нас была причина для удивления — причем еще более серьезная. Дело в том, что никто не предсказал и не объяснил нам, что именно таким образом произойдет наше возвращение в Эрец Исраэль. Ничего из того, о чем рассказывали нам мудрецы, ничего из того, что предсказывали пророки, чего мы ожидали с величайшей верой, зная, что оно исполнится полностью и во всех деталях, так, что ничто не будет упущено — ничего из всего этого мы не увидели!
Событие, происшедшее 5-го Ияра, потрясло большинство народов мира и посеяло немалое смятение среди Израиля. Мнения в еврейском мире разделились и породили самые различные реакции.
Многие евреи отреагировали на это событие образом, не соответствующим еврейской традиции. Они попросту хвастались своей победой над врагами, заявляя: «Она принадлежит нам, мы добились ее своей отвагой, Всевышний не даровал ее нам».
Многие другие радовались избавлению, отдавая должное Властелину мира, Они объявили 5-е Ияра праздничным днем и читали в него Галлель и благодарственные молитвы так же, как в дни, в которые ради Израиля в былые времена были совершены великие чудеса. Это решение также повергает в смятение, ибо принявшие его не знали, что творят. Ведь события, происшедшие на наших глазах, нисколько не напоминают картину, предсказанную пророками.
Было также немало евреев, которые уже смешались с другими народами и не надеялись на избавление. Теперь в них пробудилась надежда, смешанная с великой радостью, ибо события 5-го Ияра, вызвавшие такие перемены в положении еврейского народа, представлялись им истинным избавлением.
С другой стороны, многие евреи, полные веры и строго исполнявшие заповеди Торы, во все времена своей жизни в изгнании держались в отдалении от иноверцев и были полны надежды на истинное избавление, посланное Всевышним. В их представлении то, что произошло в Эрец Исраэль, не было избавлением.
В самом деле, пусть даже часть еврейского народа вернулась в Эрец Исраэль — Лик Всевышнего по-прежнему остается сокрытым. Ведь враги еврейского народа во всем мире снова набирают силу и пытаются его уничтожить, большая часть его все еще находится в изгнании — кто подневольно, а кто и по своей воле, Храм все еще разрушен…
Кроме того, многие из евреев, живущих в Эрец Исраэль, далеки от Торы, а их руководители совершают поступки, оскорбляющие Всевышнего. Некоторые из них открыто выступают против Торы, пренебрегают мнениями мудрецов, направляющих нас в этом поколении.
Таким образом, и они, и все евреи, живущие в Эрец Исраэль, неизбежно станут посмешищем для народов мира, которые скажут: «Они — не народ Всевышнего, не наследники Его страны!»
Действительно, мы чувствовали себя опозоренными поведением руководителей еврейского народа, вернувшегося в Эрец Исраэль, ибо они, не понимая лежащей на них ответственности, отворачивались от Всевышнего и отвергали Его, более того — вынуждали еврейский народ осквернять свои святыни.
Разве о таком избавлении мы мечтали? Разве его предсказывали нам пророки?
Ведь истинная сущность избавления — это духовное освобождение, избавление нашего сознания от духовного и интеллектуального порабощения, навязанного нам ненавистниками Всевышнего. Но это избавление не очистило души, а интеллектуальная сумятица только усугубилась. Духовное порабощение сердец чужими недобрыми ценностями не прекратилось, равно как и не прекратились неприязнь между евреями и вражда между ними.
Евреи, мыслившие таким образом, были глубоко опечалены и говорили: «Если Всевышний действительно вспомнил о Своем народе и озарил его светом избавления — почему лишь одна седьмая часть народа увидела этот свет и вернулась в Эрец Исраэль, в то время, как шесть седьмых его не могут или не хотят насладиться его лучами и продолжают оставаться в странах своего рассеяния? Разве об этом мы мечтали?»
Кроме того, люди, опечаленные происходящим, говорили: «Разве единственной причиной нашего изгнания из Эрец Исраэль не были наши грехи и грехи наших отцов, то, что мы оставили Всевышнего и Его пути? Разве не из-за этого мы были изгнаны и рассеяны между другими народами? Поэтому мы останемся в изгнании до тех пор, пока не очистимся от прежних и нынешних грехов, очистимся, пребывая в странах, запятнанных нечистотой — только такое очищение приведет нас к полной тшуве. Ведь мы вели себя недостойно, находясь в Святой земле, и были изгнаны оттуда именно для того, чтобы исправить свое поведение. Лишь очищение, совершенное в изгнании, станет достойным искуплением наших грехов, лишь оно воздаст за них “мерой за меру”!»
Ибо вовсе не наша слабость и не мощь наших врагов стали причиной изгнания! Ведь еврейский народ состоял во все времена из героев и богатырей, так что пятеро их обращали в позорное бегство сотню врагов, а немногие побеждали целые армии. Лишь наши грехи привели к тому, что переполнилась мера терпения Всевышнего и наступил горький час наказания, час, когда соотношение сил стало обратным — немногочисленные враги нанесли нам страшные поражения, ибо рука Всевышнего сокрушила нас в нарушение естественных законов, дабы сломить наше упрямство и очистить нас от грехов — для этого Всевышний обрушил на нас Свою мощь.
Но разве мы уже очистились? Разве все прежние грехи все еще не преследуют нас? Разве в своем нынешнем состоянии мы можем войти в Царский дворец — и Царь простит нас?
Взгляните, как поступают недостойные представители нашего народа, добившись власти! Разве не стремятся они сделать Израиль таким же, как все народы, а Эрец Исраэль — такой же, как все остальные страны? А ведь это еще далеко не все их проступки! Разве о таком избавлении мы мечтали? Разве такое избавление может быть истинным?
Множество обвинений выдвигали люди, опечаленные случившимся — но их оппоненты дали ничуть не меньшее количество серьезных ответов.
Обвинители говорили: «Все то, что происходит на наших глазах, нисколько не напоминает процесс избавления, как он описан нашими пророками».
Им отвечали: «Даже если еще не наступило избавление, предсказанное и обещанное пророками, разве не обязаны мы благодарить Всевышнего за оказанные Им благодеяния? За то, что Он даровал еврейскому народу убежище в Эрец Исраэль, чтобы он жил там отдельно от других народов, пустил корни, чтобы евреи, стремящиеся вернуться в Святую землю, имели такую возможность, и враги не могли им помешать?»
Ведь еще вчера нас жестоко преследовали везде и повсюду, и даже самый слабый враг мог навязывать нам свою волю, и самый ничтожный из народов мог замышлять истребить нас, не опасаясь наказания. А сегодня мы не подвластны другим народам, более того, многих из них охватил страх перед нами. Велика слава Израиля среди народов мира, велико уважение к нему — ничего этого мы не знали почти две тысячи лет. Неужели, обретя все это, мы не возблагодарим Всевышнего? Нет, мы обязаны благодарить Его за все, что Он уже сделал для нас, и в то же время просить Его ускорить процесс избавления, с тем, чтобы оно совершилось так, как предсказали наши пророки.
Обвинители говорили: «Разве можно представить себе, что даже самое начало великого избавления совершится таким чисто материальным образом, без того, чтобы в мире засверкали хотя бы искры от света Всевышнего? Что оно совершится при посредстве кровопролития, нескончаемых больших и малых войн, будет сопровождаться беспрерывной угрозой полного уничтожения Израиля множеством далеких и близких народов? Все это при том, что большая часть народов мира остается нашими врагами, а в Эрец Исраэль вернулась лишь небольшая часть еврейского народа!»
Им отвечали: «Утверждение “разве можно представить” — это вообще не довод. Кто знает — быть может, наши мудрецы намекали на такую возможность, но мы их не услышали и не поняли. Кто дал нам право указывать Всевышнему, что и как Он должен делать?»
И еще: «Разве не учили мудрецы древности, что избавление подобно утренней заре, ибо приходит подобно ей — понемногу, шаг за шагом, начинаясь в полной темноте, но так, что свет непрерывно усиливается, пока не наступит день. Ведь до сих пор мы видели только самое начало избавления, первые его шаги — так что не удивительно, что тьма еще покрывает землю».
Возможно, намек на это содержится в словах Торы, приведенных в главе Книги Ваикра, посвященной упрекам и обвинениям Израиля. В конце этой главы стоит одна-единственная фраза утешения: «И Я вспомню завет Мой с Яаковом и завет Мой с Ицхаком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню» (Ваикра, 26,42). За этой фразой следуют такие слова, как бы завершающие упреки Израилю: «Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их» (Ваикра, 26,44). Быть может, это место в Торе содержит намек на то, что в конце времен, незадолго до завершения эпохи наших бедствий, Всевышний вспомнит вначале о Своем завете с Яаковом, затем — о завете с Ицхаком и Авраамом, однако «эпоха упреков» на этом еще не закончится. Так «но и при всем том» — то есть после того, как Он вспомнит об этих заветах, — «когда они будут в земле врагов своих» — то есть когда шесть седьмых еврейского народа все еще будут находиться вне Эрец Исраэль несмотря на то, что могли бы вернуться в нее, если бы захотели, — «не презрю Я их… ибо Я — Г-сподь, Б-г их» — хотите вы этого или нет.
Кроме того, обвинители говорили: «Разве можно представить, что мы, изгнанные из Эрец Исраэль за то, что совершали определенные грехи, возвращены в нее несмотря на то, что продолжаем совершать их?»
Им отвечали: «Способность определить, какие из грехов прежних поколений искуплены, а какие — нет, принадлежит одному лишь Всевышнему. Это одна из величайших тайн мироздания, и открыта она только для Творца, читающего в сердцах. Человек взвешивает события и явления, сообразуясь с их видимостью, и выносит свой приговор в соответствии с тем, какими представляются ему “подсудимый” и его дела. Но для Всевышнего все обстоит иначе — Он видит прошлое и будущее так же ясно, как и настоящее, все уголки нашей души полностью раскрыты перед Ним. Поэтому только Он способен взвесить, изучить и оценить дела каждого отдельного человека и целых поколений в прошлом и будущем. Один только Он вершит суд, и никто из смертных не в состоянии угадать Его приговор».
Существует и другой ответ на этот вопрос. Точно так же как существует мера греха, переполнив которую, мы неизбежно обрушиваем на мир гнев Всевышнего, существует и мера бедствий, переполнение которой неизбежно становится искуплением. Когда она переполняется, Всевышний смягчается и преисполняется жалостью к Своим сыновьям. Даже если они еще не полностью раскаялись, не совершили полной тшувы, Он дарует им Свою милость. Разве какое-либо из предшествующих поколений пережило столько бедствий, сколько выпало на нашу долю?
А может быть, именно умножение греховности стало причиной избавления Израиля (даже если он — не про нас будет сказано — нарушает завет Всевышнего) — чтобы избавление побудило народ к тшуве или предотвратило осквернение Его Имени.
Ведь именно об этом говорил пророк: «И восстановлю Я завет Мой с тобой, и узнаешь, что Я — Г-сподь, чтобы вспомнил ты и устыдился, и не открыть тебе впредь уста твои от стыда, когда прощу Я тебе все, что ты делал — слово Г-спода Б-га» (Йехезкель, 16,62).
А в другом месте пророк говорит: «И пришли они к народам, к которым изгнаны были, и оскверняли Имя святое Мое, ибо говорили о них: “Народ Г-спода они, и из земли Его вышли!” И сжалился Я над Именем Моим святым, которое осквернил дом Израиля среди народов, к которым пришли. Посему скажи дому Израиля: “Так сказал Г-сподь Б-г: “Не ради вас свершаю это, дом Израиля, но ради Моего святого Имени””» (Йехезкелъ, 36,20).
Но что же будет с неискупленными грехами? На этот вопрос пророк ответил так: «Я стер, как туман, преступления твои, и, как облако, — грехи твои. Вернись ко Мне, ибо Я избавил тебя» (Йешаягу, 44,22). Это значит: Израиль будет освобожден прежде, чем искупит свои грехи, и Всевышний Сам «сотрет» их.
В любом случае, все эти «расчеты» скрыты от человеческого глаза и известны лишь Всевышнему. Кто сумеет разгадать их?
Обвинители говорили: «Разве могут принести избавление Израилю люди, отрицающие существование Всевышнего? Разве приносимые ими опасности не перекрывают любую возможную пользу? Ведь они используют находящуюся в их руках власть для того, чтобы оторвать еврейский народ от Всевышнего, и тем самым вызывают Его гнев!»
Им отвечали: «Разве мы не узнаем из рассказов наших мудрецов о царях из дома Хашмонаев, что большинство из этих царей отрицали самые основы Торы и были гораздо дальше от нее, чем политические руководители нынешнего поколения? Однако это не помешало Рамбаму написать об их победе над греками следующее: “После этого возобновилось Израильское царство более, чем на двести лет”.»
В самом деле, сам факт пребывания Израиля среди народов, которым Всевышний не дал Торы, которые во все времена отвергали Всевышнего, суть оскорбление Его святого Имени. Даже когда они смягчаются по отношению в Израилю и начинают с уважением отзываться о Торе, мы не должны полностью им верить. Иначе обстоит дело даже с преступниками и злодеями-евреями: они в любом случае остаются частью народа Торы. Даже если они сегодня и не соблюдают ее законы, мы не должны полностью и навсегда их отвергать. Настанет день, они совершат тшуву и вернутся к Всевышнему — и Он примет их. Но даже до того, как это произойдет, то есть в период, когда нерелигиозные евреи управляют Израилем недостойно, в том, что евреи управляются евреями, а не иноверцами, заключено бесценное положительное зерно, ибо у всех евреев один общий духовный источник, к которому все они когда-нибудь возвратятся.
Даже теперь каждый, чьи глаза способны распознавать происходящее, видит, что отрицание веры и нарушение заповедей Всевышнего в мире стало меньшим, чем раньше, и все больше сердец проникается трепетной верой — намного больше, чем в предыдущих поколениях. Что же стало тому причиной? Не что иное, как любовная встреча святого народа со Святой землей. Именно она совершила это чудо — и совершит множество других чудес, да произойдут они еще в наше время!
Поэтому мы должны твердо верить, что сыновья, давно уже отдалившиеся от своих отцов, неизбежно вернутся к ним — даже если они еще вовсе не изменили своего поведения. Ибо души их стремятся к своим корням и в конце концов воссоединятся с ними.
С другой стороны, мы не должны отчаиваться при виде сыновей, которые восстают против своих отцов. Мы не должны верить в серьезность их бунта, даже когда они во весь голос объявляют о нем! Ведь они шумно бунтуют лишь оттого, чтобы им трудно отказаться от образа жизни, который они вели еще вчера, только потому, что, по их мнению и ощущению, в таком случае мир, в котором они прожили только времени, обрушится у них на глазах. В их душах еще остались следы нечистоты, запятнавшей страны, в которых они жили, страны, принадлежащие другим народам! Именно это и заставляет их кричать! Однако настанет день, и их сердца обретут утраченное мужество, и тогда они вернутся в своим корням. Такова природа злодеев и преступников, принадлежащих к еврейскому народу, таковы они и сегодня, и никогда не станут они иными, худшими, — напротив, они могут измениться лишь к лучшему.
Мы не должны их бояться. Никогда не умирает надежда на их исправление! Тем более теперь, когда конец времен приближается, принося с собой всеобщее исправление.
Обвинители задаются таким неизбежным вопросом: что может послужить гарантией тому, что все великие события, совершающиеся в наше время в известных нам непростых условиях, действительно дар Всевышнего? Быть может (не про нас будет сказано), они инспирированы Сатаной для того, чтобы еврейский народ совершил тяжкий грех и устремился вслед за искусителями, сбивающими его с толку?
Им отвечают с упреком: «Разве Сатана обладает силой, позволяющей ему творить и создавать? Разве он не наделен лишь одной способностью — препятствовать исполнению чужих замыслов, уничтожать то, что создано другими? Но даже если бы он обладал способностью подвергать людей нелегким испытаниям и сбивать их с толку — неужели он применил бы ее для того, чтобы расстроить собственные замыслы? Неужели он — даже если у него будет такая возможность — откроет ворота Святой земли для святого народа, приведет евреев в места, освященные их предками, места, над которыми еще витают их души, в страну, очищающую их, освобождающую их от греха, в страну, куда они приходят, чтобы излить душу в молитве, обращенной к Всевышнему, Б-гу их отцов? Мы знаем множество примеров тому, как евреи, чуть только нога их ступит на Святую землю, немедленно пробуждаются духовно, сердца их возвращаются к Всевышнему в тшуве, молитве и праведных делах и устремляются к Торе как искры к пожирающему пламени — неужели Сатана станет помогать всему этому, не опасаясь повредить собственному делу? Неужели он не опасается, что еврейский народ вновь обретет святость и скажет ему: “Оставь меня!”»
Неужели это Сатана вселил страх в сердца врагов Израиля и величайшее мужество — в сердца юношей Израиля, вставших, чтобы с героизмом, примеры которого мы находим лишь в священных войнах нашего народа, происходивших в древние времена, защитить Израиль в своей стране?
Неужели это Сатана приводит еженедельно и ежемесячно сотни тысяч евреев к тому месту, где некогда находился их Храм,
чтобы они изливали сердце в молитве, обращенной к Б-гу Израиля? Неужели это он зажигает сердца миллионов евреев, рассеянных по всему миру, многие из которых казались навсегда потерянными для еврейского народа, напоминает им об их корнях, откуда они пришли и куда им предстоит вернуться?
Неужели Сатана сорвал замки и засовы с этой земли, вернул ей изначальное благословение, так что она вновь стала давать богатые урожаи, которые растут с каждым годом? Неужели это он сделал тучными пастбища и зелеными — холмы? Если все это — дело рук Сатаны, то что же мы оставляем Всевышнему?
Да избавит нас Всемилостивый от подобных мыслей! Нет, Сатане не дано совершать такие дела. Есть у него лишь одна способность: ослеплять зрячих, превращать для них свет в тьму, а тьму — в свет, делать мудрых глупцами. Да спасет нас Всевышний от этих его происков, да потерпит Сатана поражение в столкновении с нами!
Вот о чем спорили евреи, по-разному интерпретировавшие события, происшедшие в наши дни. По-прежнему среди них существуют разные мнения, ибо еще не наступил конец странствиям, не пришли пророки, и мы не обрели истинное знание.
Поэтому многие явления все еще остаются непонятными, и истинный смысл совершающихся событий еще сокрыт. Невозможно написать о них книгу — ибо не пришел пророк, который раскроет нам правду и объяснит ее. Ведь события такого масштаба могут быть объяснены только пророком, которому ведомы слова Всевышнего, или величайшими мудрецами поколения, когда они соберутся вместе и Сам Всевышний будет находиться среди них — или же еврейской традицией святых древних поколений, донесенной до нас из прежних времен.
Однако в традиции мы пока не находим ответа, а пророк еще не пришел, так что нам не дано раскрыть эту тайну.
Поэтому если мы встречаем евреев, исполненных благодарности за все доброе, что произошло с нами, чьи сердца, однако,
полны тревоги, ибо многого нам еще недостает, и о многом нам еще предстоит просить Всевышнего, чтобы в конечном счете наше избавление стало полным, — если мы встречаем таких евреев, мы должны присоединиться к ним. Ведь Машиах, потомок царя Давида, еще не пришел, и видения пророков не осуществлены. Мы должны свято верить в то, что все слова пророков, без всякого исключения, сбудутся, что все блага, обещанные ими, станут нашими. Поэтому мы никогда не перестанем требовать осуществления всех их пророчеств — пока не увидим предреченное ими своими глазами. Тогда возрадуются наши души и сердца, и мы обратимся к Всевышнему с благодарностью за то, что Он осуществил предреченное: «Так сказал Г-сподь: “Вот Я вознесу к народам руку Мою и перед племенами подниму знамя Мое, и они принесут сыновей твоих в поле, и дочери твои несомы будут на плечах. И будут цари воспитателями твоими, и царицы — кормилицами твоими, лицом до земли кланяться будут тебе, и прах ног твоих лизать будут…”» (Йешаягу, 49,22)
И еще: «Еще скажут в слух тебе дети потерянные твои: “Тесно для меня место: подвинься, чтобы я мог поместиться”. И ты скажешь в сердце своем: “Кто родил мне этих? Я же потеряла детей своих и одинока, изгнана и покинута: кто же растил этих? Ведь я оставалась одна — эти, где они были?”» (Йешаягу, 49,20)
И еще: «Вот Я положу камни твои в сурьму, сделаю основание твое из сапфиров. И сделаю окна твои из рубинов и ворота твои — из карбункулов, и всю ограду твою — из камней драгоценных. И все сыновья твои будут учениками Г-спода, и велико будет благополучие детей твоих» (Йешаягу, 54,11).
Однако если мы увидим среди еврейского народа людей, чьи сердца разрываются, не в силах распознать добро и зло, людей, которые не осознают дарованных нам благодеяний и не готовы благодарить за них, не отличают дела Всевышнего от дел Сатаны — в таком случае мы должны просить о милости для нас и для них, дабы все мы избавились от слепоты и не совершили тяжкого греха — не оказались неблагодарными по отношению к Всевышнему.
В таком случае мы обязаны восславить Всевышнего, воспеть Его деяния, возблагодарить Его за все, что Он сделал и еще сделает для Своего народа во все времена — вплоть до самого конца времен. Ибо, начиная петь и прославлять Его, мы должны делать это так, как велит нам сердце, как требует душа — ведь пока неизвестно, какой будет постоянная, установленная традицией форма этих песен и восхвалений, когда они станут всеобщим достоянием, как стали им песни и восхваления, установленные мудрецами предыдущих поколений для еврейского народа на вечные времена.
Ведь мы не сможем — до поры до времени — правильно понять и объяснить события, происходящие вокруг нас, так, как требует того Тора. Лишь Тот, Кому ведомы все тайны, понимает смысл происходящего и меру заключенного в нем блага.
Нам же остается ждать и надеяться на то, что Всевышний укажет верную дорогу и пошлет нам Своего праведного Машиаха — в самом скором времени, уже в наши дни. Он укажет нам путь, по которому мы должны идти, и объяснит, по какому пути мы шли прежде.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.