Темы: Сотворение мира, Наука, Свобода выбора, Эволюция, Время, Атеизм, Реувен Пятигорский
Книга Берешит начинается с рассказа о Шести днях Творении мира.
Число шесть указывает на сроки существования мира. Рамбан пишет в своем комментарии: «По существу, здесь дается намек на весь срок жизни мира, ибо миру предстоит существовать шесть тысяч лет, поскольку еще мудрецами сказано (Берешит Раба 19): Один день Всевышнего равен тысяче лет».
«Временной коэффициент», о котором говорят мудрецы, мы находим в псалме: «Ибо в Твоих глазах тысяча лет — как вчерашний день, что прошел» (Теилим 90:4).
Каждый из дней Творения мира наметил контуры того, чему предстояло произойти впоследствии — в течение соответствующего тысячелетия общего шеститысячелетнего цикла. Конечно, трудно привыкнуть к мысли, что весь физический мир был создан сроком лишь на шестьдесят столетий, в то время как современная наука оперирует временными рамками в миллиарды лет. Но нельзя не заметить, что очень часто для принятых в обществе точек зрения нет другой основы, кроме заурядной привычки.
Каким образом серьезные ученые пришли к мысли о столь почтенном возрасте мира? Как правило, их оценки опираются на произведенные разными методами подсчеты некоторых физических величин, таких как удаление галактик от определенного центра Вселенной, соотношение количеств радиоактивных элементов и продуктов их распада в веществе и т.п. Мы не намерены оспаривать точность подобных вычислений, но, как уже говорилось, в любом вопросе выбора того или иного метода скрыта проблема предвзятости мнений. Разговор идет о фундаментальных предпосылках. Прежде всего наука, занятая поиском количественных характеристик материального мира, предполагает, что у него, у мира, нет Творца, из чего следует, что, если мир развивался только естественным путем, свету далеких звезд потребуются миллионы лет, чтобы достичь наших глаз. Отсюда напрашивается «очевидный» вывод, что звезда возникла миллионы лет назад. Но предположим, что Творец мира все-таки существует. Неужели, создав звезду, Он, будучи Всемогущим, вынужден затем ждать, пока ее свет достигнет цели? Почему Он не может создать одновременно и звезду, и все ее световое поле? Что мешает принять к рассмотрению модель, согласно которой мир создан уже как бы развитым, «старым», похожим на такой, которому миллиарды лет и в котором радиоактивные элементы находятся с продуктами своего распада уже в таком соотношении, которое как бы свидетельствует о подобном возрасте? Нужно подчеркнуть, что пресловутая теория эволюции — в лучшем случае не больше чем рабочая гипотеза, плод мысли человека, которому такая гипотеза была нужна для каких-то целей. В этом свете любопытно высказывание сэра Джулиана Эксли, знаменитого физиолога, одного из главных защитников и пропагандистов дарвиновской теории происхождения видов: «Настоящим достижением Дарвина было то, что он изъял идею Б-га — как Творца всего живого — из области всякого рационального обсуждения…» Другими словами, «наша вера в доктрину эволюции происходит от неспособности принять противоположную доктрину — идею Творения». Так что, дарвинизм — не больше чем вера , не имеющая под собой никакой научной основы! Но почему тогда многие за него так цепко держатся? Неужели они не догадываются о своей слепоте? Объяснение лежит в области морали. Дело в том, что если мир живет по воле случая, подчиняясь только законам слепой природы, то человеку разрешено делать все, что ему заблагорассудится , — по принципу кто силен, тот и прав. С другой стороны, каждое общество заботится о том, чтобы личные интересы его членов не пострадали.
Отсюда ведет происхождение система договорного законодательства, необходимая для существования любого мало-мальски развитого объединения людей. Например, на уровне мировых культур тезис-императив «не кради» означает «не кради у меня — и тогда я готов постараться не красть у тебя». Практический вывод: можно красть, но нельзя попадаться .
Другая альтернатива — идея о том, что мир создан Творцом, Который наблюдает за его дальнейшим развитием. Вывод из этой идеи прост и неизбежен: каждому из нас рано или поздно придется дать подробный отчет о всех своих поступках. Кстати, так заведено в любой солидной фирме, где ежедневно, ежеквартально и ежегодно подводится общий баланс.
Система «отчетности» обязывает человека подчиняться определенным правилам: в фирме — ее уставам и положениям, в мире людей — неизменным над-человеческим законам, согласно которым нам следует постараться научиться нелегкому умению обуздывать свои желания и страсти. Задача нелегкая! Но тот, чьи глаза видят и чья душа чиста, чувствует необходимость с ней справиться. Тот же, кто не способен ни видеть, ни воспринимать чистоту, попытается убедить и себя, и других в правильности другой человеческой модели — которую можно выразить словами «закрой глаза и живи на ощупь». Нам остается или широко раскрыть глаза, или зажмурить их. Вот в чем заключается свобода выбора!
По книге Адасы Меламед «Путь еврейского народа в истории»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»