Праздничный вечер организации Толдот Йешурун, как это уже традиционно принято, прошёл в четвёртую свечу Хануки (18 декабря 2006 года) в Иерусалиме. В этом году праздновалось окончание изучения Вавилонского Талмуда в память духовного лидера русскоязычного еврейства рава Ицхака Зильбера.
Вечер прошёл в праздничной атмосфере, с большим количеством гостей из многих городов Израиля, при участии руководителей израильских йешив и русскоязычных мест изучения Торы, руководителей русскоязычных общин.
На вечере выступили: рав Бен-Цион Зильбер, раввин организации Толдот Йешурун, рав Шмуэль Ойербах, руководитель йешивы «Маалот а-Тора», один из крупнейших раввинов, знатоков Торы и Каббалы нашего поколения, рав Мойше Петровер, руководитель колелей «Даркей Йошер» и «Толдот Йешурун», рав Авраам Крон, один из немногих нерусскоговорящих основателей Толдот Йешурун, рав Элиэзер Рознер, директор «Керен Вольфсон», рав Игаль Полищук, руководитель русскоязычного отделения йешивы «Аран», а также директор Толдот Йешурун Авраам Коэн. Вёл вечер представитель Толдот Йешурун в Америке и родственник рава Ицхака Зильбера рав Мойше-Элиэзер Рабинович. В вечере приняли участие также выдающийся раввин рав Мойше Шапиро, рав Элиягу Аба Шауль, рав Авраам Шмулевич, рав Авраам Гринбойм, руководитель йешивы «Нэора», член Кнессета и давний друг рава Ицхака Зильбера рав Авраам Равиц и другие известные раввины и общественные деятели.
Торжественная и возвышенная атмосфера мужского зала с выступлениями раввинов резко контрастировала с маленькими отдельными залами для мальчиков и девочек, где музыканты, клоуны, фокусники развлекали детей. В женском зале был организован концерт иерусалимской религиозной консерватории, руководимой одним из первых русскоязычных «баалей-тшува» равом Арье Хасидом, выступление дочери рава Ицхака рабанит Хавы Куперман, а также трансляция недавно вышедшего фильма «Кадиш», рассказывающего о жизни рава Зильбера в бывшем СССР.
Кульминацией вечера, естественно, было непосредственное завершение изучения Талмуда, специальный текст которого был сказан равом Бен-Ционом Зильбером. Он пригласил всех, кто закончил учёбу различных трактатов, к трибуне, чтобы все вместе, стоя, сказали текст молитвы «Адран». Много десятков молодых русскоязычных бней-Тора окружили стол президиума, и вспышки фотоаппаратов выхватывали взволнованные лица.
Когда из зала ушёл руководитель йешивы «Маалот а-Тора», великий раввин нашего
Интересно, но факт: на этот вечер женщин собралось как минимум в два раза больше, чем мужчин. Наверное, этому можно найти несколько объяснений, но самое логичное это то, что многие русскоязычные бней-Тора не захотели потерять целый вечер учёбы Торы и многие, как нам известно, не приехали, чтобы продолжать свою учёбу. Это значит, что изучение Торы стало для многих «русских» наибольшей ценностью, как написано, «талмуд-Тора ке-негед кулам». Слава Б-гу!
Залы Иерусалимского Дворца Съездов считаются самыми большими, праздничными и престижными в Иерусалиме, поэтому неудивительно, что было большое количество охраны, которая с большой тщательностью, иногда даже с агрессивностью проверяла гостей вечера. Часть охраны, как это часто случается в Израиле, были «русские», двое из которых после уговоров активистов Толдот Йешурун согласились пойти учиться в вечерние колели. К концу вечера неожиданно чуть было не возник конфликт между охраной и организаторами: оказалось, что у охраны есть специальное устройство, которое считает входящих людей. Когда оно показало, что пришло уже 1610 человек, охранники решили перекрыть вход, т.к. служебная инструкция предписывает не впускать более 1600 человек в залы «Тедди». Аргумент, что детей нельзя считать как взрослых, помог снова открыть двери.
Мы надеемся, что праздник понравился всем и радость Хануки, победы еврейства над духовным разложением (победы, особенно символичной для «русских» евреев) наполнила сердца всех наших гостей.
Далее мы приводим текст выступления директора «Толдот Йешурун» Авраама Коэна:
Большое спасибо всем, кто сегодня пришёл на наш вечер, а также всем, кто приехал из далёких городов. Слава Б-гу, перед въездом в Биньяней а-Ума не хватает места для парковки даже автобусам.
Пользуясь случаем, надо особенно поблагодарить всех наших преподавателей и членов их семей – ведь в основном занятия, проводимые Толдот Йешурун – вечерние, и отсутствие отцов вечером в семье ложится непростым бременем на их жён. Также хочется поблагодарить всех руководителей наших программ, ведь главная работа, которую делает Толдот Йешурун – это работа на местах.
Мы выражаем благодарность всем аврехим, а также ученикам, кто взял на себя изучение отдельных трактатов Талмуда – как правило, каждый трактат был взят двумя-тремя людьми.
Отдельно хотелось поблагодарить русскоязычных аврехим, не связанных с Толдот Йешурун, которые приняли участие в изучении трактатов: рава Гиллеля Инджи, руководителя колеля в Тель-Авиве, рава Михаэля Гохберга, руководителя организации Ор Тора, рава Александра Хаята, преподавателя йешивы Торас Хаим, рава Александра Барка, руководителя колеля в Бейтаре, аврехим колеля рава Зэева Вайсбина из Офаким, а также одних из первых учеников рава Ицхака здесь, в Израиле, рава Михаэля Хена и рава Цви Патласа.
Уже традиционно Толдот Йешурун проводит в Хануку праздничный вечер, и в этом году он особенный – это празднование окончания Вавилонского Талмуда – сиюм а-Шас – в память нашего учителя рава Ицхака Зильбера.
Главное содержание нашей работы – это обучение Торе. И если мы говорим про приближение русскоязычных евреев к Торе, про керув, то наш керув – это изучение Торы. И знаменательно, что сиюм а-Шас – это лучшая память для рава Ицхака Зильбера, который сам всю свою жизнь отдал обучению Торе. Ведь большинство из нас, собравшихся сегодня на этот вечер, ученики или ученики учеников рава Ицхака Зильбер, зихроно ли-враха.
Весёлой Хануки всем!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»