Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
На тему дня Йом Кипур. О нашей реакции на обиду и о готовности простить обидчика

Как реагируют люди на обиду? Многие молча хранят боль, перестают общаться, отдаляясь от обидчика до тех пор, пока он не принесет свои извинения…

Однако Всевышний не ждал, когда прячущийся в саду Адам первым сделает шаг навстречу и попросит прощения за совершенный грех. Всевышний обратился к нему с вопросом «Где ты?» для того, чтобы, как объясняет Раши, начать с ним диалог. Этот вечный вопрос обращен к каждому из нас. Более того, каждый может, уподобляясь Всевышнему, научиться преодолевать обиду, продолжать общение и в диалоге достичь примирения…

Три раза в году Тора предписывает еврею подниматься в Храм: в праздники Песах, Шавуот и Суккот. На святом языке «Я иду в Храм» звучит неверно, ибо в Храм, в Иерусалим и в Святую Землю Израиля можно лишь «подняться». Не случайно новых репатриантов называют на иврите «олим хадашим» — «вновь поднявшиеся». Соприкосновение со святостью связано прежде всего с духовным подъемом и приближением к Всевышнему.

«Если так, то почему нет заповеди прийти в Храм в Рош Хашана и в Йом Кипур, когда человек должен вернуться к Всевышнему? — спрашивает рав Гедалия Шор. — В эти дни нет заповеди идти в Храм, потому что в это время Всевышний идет к человеку!»

Период времени между Рош Хашана и Йом Кипур называется десятью днями Трепета. Маймонид пишет, что «хотя раскаяние… всегда хорошо, но в десятидневный период от Рош Хашана до Йом Кипур оно имеет особую силу… как сказано: “Ищите Всевышнего, когда можно Его найти, взывайте к Нему, когда Он близок” (Исайя, 55:6)».

Обычно кантор, произносящий молитву в синагоге, стоит во главе общины. Однако в трепетные дни Рош Хашана и Йом Кипур кантор сидит среди людей и, начиная молитву, поднимается и громко поет: «Хамелех!» — «Царь!» Эти слова вызывают трепет, потому что символизируют: Всевышний близок, Царь — рядом с нами!

«У каждого человека есть и заслуги, и грехи. Тот, чьи заслуги преобладают над грехами, — праведник. Тот, чьи грехи перевешивают, — грешник. Тот, чьи грехи и заслуги равны, считается “средним”. … Так же, как взвешивают заслуги и грехи человека в час его смерти, так в Рош Хашана взвешиваются заслуги и грехи каждого. Тот, кто признан праведником, заслуживает жизнь. Признанный грешником заслуживает смерть (по мнению мудрецов, имеется в виду состояние души, ибо негодяи и при жизни считаются мертвыми, а души праведников живы и после смерти). Суд над тем, чьи заслуги и провинности равны, откладывается до Йом Кипур. Если в Судный день человек совершает раскаяние, ему даруется жизнь, если же он не раскаивается, то приговаривается к смерти», — пишет Маймонид в «Законах о раскаянии».

Если человек считался «средним» в Рош Хашана, а потом раскаялся, то очевидно, что он зачеркнул свои грехи и склонил чашу весов в пользу заслуг, заслужив жизнь. Но, если «средний» человек не совершил ни плохого и ни хорошего, он так и остается «средним». Почему же Маймонид пишет, что «если он не раскаивается, то приговаривается к смерти»?

Представьте себе, что кто-то находится с вами в натянутых отношениях. Проходя мимо, этот человек делает вид, что не замечает вас. Но что если вы первым подойдете и протянете ему руку, а он не заметит вашей руки? Возможно, вы расцените это как наглый и враждебный поступок.

Когда Всевышний приближается в десять дней Трепета к согрешившему, спрашивая его: «Где ты?», а тот продолжает прятаться, упрямо отказываясь выходить из своей «норы», то главный раввин Петербурга Ицхак Блейзер считает такое поведение наглостью, за которую и наказывается человек.

Поэтому во время десяти дней Трепета, когда Всевышний приближается к человеку, каждому из нас следует приложить все усилия, чтобы самому приблизиться к Всевышнему. Тем более в это время надо стремиться к прощению и примирению с друзьями и близкими.

Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур

 


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего