Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
На тему Йом Кипур

Как реагируют люди на обиду? Многие молча хранят боль, перестают общаться, отдаляясь от обидчика до тех пор, пока он не принесет свои извинения…

Однако Всевышний не ждал, когда прячущийся в саду Адам первым сделает шаг навстречу и попросит прощения за совершенный грех. Всевышний обратился к нему с вопросом «Где ты?» для того, чтобы, как объясняет Раши, начать с ним диалог. Этот вечный вопрос обращен к каждому из нас. Более того, каждый может, уподобляясь Всевышнему, научиться преодолевать обиду, продолжать общение и в диалоге достичь примирения…

Три раза в году Тора предписывает еврею подниматься в Храм: в праздники Песах, Шавуот и Суккот. На святом языке «Я иду в Храм» звучит неверно, ибо в Храм, в Иерусалим и в Святую Землю Израиля можно лишь «подняться». Не случайно новых репатриантов называют на иврите «олим хадашим» — «вновь поднявшиеся». Соприкосновение со святостью связано прежде всего с духовным подъемом и приближением к Всевышнему.

«Если так, то почему нет заповеди прийти в Храм в Рош Хашана и в Йом Кипур, когда человек должен вернуться к Всевышнему? — спрашивает рав Гедалия Шор. — В эти дни нет заповеди идти в Храм, потому что в это время Всевышний идет к человеку!»

Период времени между Рош Хашана и Йом Кипур называется десятью днями Трепета. Маймонид пишет, что «хотя раскаяние… всегда хорошо, но в десятидневный период от Рош Хашана до Йом Кипур оно имеет особую силу… как сказано: “Ищите Всевышнего, когда можно Его найти, взывайте к Нему, когда Он близок” (Исайя, 55:6)».

Обычно кантор, произносящий молитву в синагоге, стоит во главе общины. Однако в трепетные дни Рош Хашана и Йом Кипур кантор сидит среди людей и, начиная молитву, поднимается и громко поет: «Хамелех!» — «Царь!» Эти слова вызывают трепет, потому что символизируют: Всевышний близок, Царь — рядом с нами!

«У каждого человека есть и заслуги, и грехи. Тот, чьи заслуги преобладают над грехами, — праведник. Тот, чьи грехи перевешивают, — грешник. Тот, чьи грехи и заслуги равны, считается “средним”. … Так же, как взвешивают заслуги и грехи человека в час его смерти, так в Рош Хашана взвешиваются заслуги и грехи каждого. Тот, кто признан праведником, заслуживает жизнь. Признанный грешником заслуживает смерть (по мнению мудрецов, имеется в виду состояние души, ибо негодяи и при жизни считаются мертвыми, а души праведников живы и после смерти). Суд над тем, чьи заслуги и провинности равны, откладывается до Йом Кипур. Если в Судный день человек совершает раскаяние, ему даруется жизнь, если же он не раскаивается, то приговаривается к смерти», — пишет Маймонид в «Законах о раскаянии».

Если человек считался «средним» в Рош Хашана, а потом раскаялся, то очевидно, что он зачеркнул свои грехи и склонил чашу весов в пользу заслуг, заслужив жизнь. Но, если «средний» человек не совершил ни плохого и ни хорошего, он так и остается «средним». Почему же Маймонид пишет, что «если он не раскаивается, то приговаривается к смерти»?

Представьте себе, что кто-то находится с вами в натянутых отношениях. Проходя мимо, этот человек делает вид, что не замечает вас. Но что если вы первым подойдете и протянете ему руку, а он не заметит вашей руки? Возможно, вы расцените это как наглый и враждебный поступок.

Когда Всевышний приближается в десять дней Трепета к согрешившему, спрашивая его: «Где ты?», а тот продолжает прятаться, упрямо отказываясь выходить из своей «норы», то главный раввин Петербурга Ицхак Блейзер считает такое поведение наглостью, за которую и наказывается человек.

Поэтому во время десяти дней Трепета, когда Всевышний приближается к человеку, каждому из нас следует приложить все усилия, чтобы самому приблизиться к Всевышнему. Тем более в это время надо стремиться к прощению и примирению с друзьями и близкими.

Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.