Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рабан Гамлиель, раби Элазар бен Азарья, раби Иеошуа и раби Акива странствовали. Они были в сто двадцати милях от Рима, когда услышали крики римской толпы

Сказано:

«Рабан Гамлиель, раби Элазар бен Азарья, раби Иеошуа и раби Акива странствовали. Они были в сто двадцати милях от Рима, когда услышали крики римской толпы. Путники заплакали, только рабби Акива засмеялся. Товарищи спросили его: “Почему ты смеешься?” Он же в ответ задал вопрос: “Почему вы плачете?” Они ответили: “Этим варварам, падающим ниц перед изваяниями и поклоняющимся идолам, дана спокойная жизнь в счастье и безопасности, тогда как мы, бывшие подножием у стоп Всесильного, преданы были огню. Как же не плакать нам?” Раби Акива ответил им: “Потому-то я и смеюсь. Ибо если такова участь тех, кто нарушает волю Его, сколь же больше (суждено) тем, кто живет в соответствии с Его повелениями”. (Талмуд, Макот, 24a, б)

Шум-гам с городской площади Рима каким-то непостижимым образом достиг слуха рабби Акивы и его спутников, преодолев огромное расстояние. Но разве те римские граждане, которых они услышали, имеют к нам — жителям современного мира — какое-либо отношение?

Истинное лицо Рима.

На первый взгляд, “крики толпы”, о которых говорится в Талмуде, связаны исключительно с Римской империей, приближавшейся в те дни к переходному христианско-идолопоклонническому периоду своей истории. Эту империю благословенной памяти мудрецы наши отождествляют с Царством Эсава (Эдома), ненавидящего своего брата Яакова, от которого произошли евреи. К моменту начала религиозно-политического конфликта с народом Б-га Рим достиг вершины своего могущества. Как известно из учебников истории, римские легионы жестоко расправились с восставшей Иудеей — разрушили Второй Храм и в прямом смысле слова вспахали Иерусалим. Евреи утратили контроль над Эрец Исраэль, заповеданной им Всевышним, началось самое долгое и тяжелое изгнание нашего народа, продолжающееся по сей день. Но рабби Акива с уверенностью сообщает нам, что сила Рима временна, и Вс-вышний еще вознаградит свой народ.

Сегодня уже очевидно, что еврейский народ, лишенный своего дома, прошедший через неисчислимые испытания выстоял и сумел сохранить себя. Объяснить этот феномен можно лишь чудом, особенной помощью и опекой Всевышнего. А куда подевался Рим? На первый взгляд, от непобедимой империи остались лишь воспоминания и руины, но любая попытка проникнуть за завесу стереотипов доказывает, что это не так.

“Вечный Рим”

Ункелос, сын Клонимуса, сын сестры (римского императора) Тита, хотел перейти в еврейство, пошел и вызвал (душу) Тита с помощью колдовства. Сказал ему:

— Кто важен в том мире? Ответил ему:

— Израиль.

— Стоит ли присоединиться к ним?

— Заповеди их многочисленны и не сможешь их выполнить. Иди воевать с ними в этом мире и будешь во главе, как написано: “Будут враги её головой”… Всякий, враждующий с Израилем, становится головой…» (Талмуд, Гитим, 56 б, 57 а)

Как государство Римская империя действительно исчезла с политической карты мира в V веке по принятому летоисчислению. Современная Италия, несмотря на активную роль в политических и экономических процессах Европы, не выглядит как преемница этой могучей силы, ведь «Pax romana» («римский мир»), распространялся когда-то на необъятную территорию от Скандинавии до Африки, от Британских островов до Черного моря. И все же, гораздо вернее будет сказать, что Рим продолжил существование в иных формах.

В 312 г. по принятому летоисчислению христианство стало римской государственной религией, и с тех самых пор Рим является чем-то вроде точки отсчета для новой традиции, эталоном идеального состояния для всех последующих поколений европейцев. С момента разрушения империи и образования на ее территории варварских королевств, в образе «Рима» соединились былое легендарное могущество и величие, а также важная идея сакральности европейской столицы христианской религии. Это помогло набравшим достаточную силу европейским христианам окончательно отмежеваться от иудаизма, закрепить за Римом-городом статус «вечного» города, духовной точки отсчета. Ранее такой статус принадлежал только Иерусалиму.

Раскол Римской империи на Западную, латинскую, и Восточную, греческую, происходил не только в политической плоскости, но и в духовной, и привел к борьбе между ними за звание «истинного Рима» как единственного легитимного центра светской власти, а также за исключительное право на реализацию духовной власти в мире. Теперь на высокое положение в духовной иерархии претендовали одновременно два города: Рим и Константинополь.

Константинополь, «второй Рим», пал в XV веке, был переименован в Истамбул и стал столицей Османской империи, что позволило туркам заявить о притязаниях на «римский статус». После того как Восточная Римская Империя (Византия) покинула геополитическое и идеологическое пространство, Московия осталась «единственной хранительницей веры православной ». Это привело к выдвижению однокоренной русской концепции: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать».

В 962 году по принятому летоисчислению германский властитель Оттон I был коронован Римским Папой Иоанном XII: возник конгломерат, получивший название Священная Римская Империя. Это надгосударственное образование просуществовало вплоть до 1806 года, когда при Аустерлице объединенную армию Австрии и России разбили французские войска, Пруссия была оккупирована Наполеоном Бонапартом, а сам он был объявлен римским императором.

«Третий Рейх», провозглашенный Гитлером, рассматривал Священную Римскую Империю как первооснову («вторым рейхом» была Германская империя Бисмарка), а итальянский фашистский диктатор Бенито Муссолини развязал колониальную войну в Эфиопии под лозунгом «возрождения Римской империи». При Муссолини в повседневную жизнь итальянцев были возвращены «римский шаг» и «римское приветствие».

В наши дни главным оплотом христианства по-прежнему остается Ватикан, читай «Рим» — несмотря ни на какие потрясения, вопреки демонстративному неприятию даже со стороны огромной части христианского мира — это все еще могучая сила с большим влиянием.

Христианство и эллинизм

Христианские учителя, выстроившие здание своей религии на фундаменте Письменной Торы, постепенно перестали быть сектой внутри иудаизма, поскольку в какой-то момент отказались от выполнения большей части данных Всевышним заповедей, как от «уже исполненных», начали создавать новый канон, связанный с учением человека, которого они сочли Машиахом, а также взяли на вооружение чуждую иудаизму идею «богочеловека», выработали концепцию «троицы» и привнесли в Б-гослужение изображения. Корни всех трех новаций следует искать в эллинистической языческой традиции. Оттуда же «богоматерь» и другие нюансы. Даже сохраняя в качестве первоосновы своей религии еврейский Танах и формально отрицая многобожие, христиане все равно «лишают» евреев Б-гоизбранности, поскольку еврейский народ в большинстве своем «не принял истинного спасителя», и за это, по мнению христиан, Всевышний отвернулся от них. Окончательно выйдя из подполья в годы правления императора Константина, «религия любви» из гонимой сама превратилась в гонительницу, «обида» на «распявших Христа» евреев обернулась жгучей ненавистью к ним. Христианское учение изначально ориентировано на будущий мир, но это не помешало христианству ужиться с эллинистической идеей об универсальной империи, которая призвана контролировать все человечество. Не об этом ли поразительном сосуществовании полу-иудейства с эллинизмом говорит пророк Даниэль, растолковывая вавилонскому царю Наухаднеццару сон об идоле?

«А четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбивает все, оно, как железо, которое все сокрушает, всех разобьет и сокрушит. А то, что видел ты ступни и пальцы частью из гончарной глины, частью из железа, то [это значит, что] царство это будет разделено, а прочность железа его будет, как видел ты, — железа, смешанного с гончарной глиной. И как пальцы ног — частью из железа, а частью из глины, так и царство это — частью будет прочным, а частью ломким. А то, что видел ты железо, смешанное с гончарной глиной, [значит что] будут они смешаны через семя человеческое, но не сольются друг с другом, как железо не соединяется с глиной, И во дни тех царей установит Б-г небесный такое царство, которое никогда не разрушится и власти другому народу не передаст. Оно разобьет и уничтожит все эти царства, а само будет стоять вечно». (Кетувим, Даниэль, 2, 40-44)

По мнению наших мудрецов, данное пророчество обещает нам, что Царство Торы, установленное Всевышним, одержит победу не только над тремя первыми, уже павшими царствами (Вавилон,Персия и Македонская империя оказались не в силах ассимилировать и уничтожить Израиль, и в конечном счете исчезли сами), но и над четвертым, самым могучим, поглотившим первые три — Римской империей.

Пример из другой области: римское право — основу основ легислатуры Европы и Америки — изучают студенты всех юридических факультетов по всему миру. Более того, на всей территории ЮАР, а также в не менее далеких Намибии, Лесото, Зимбабве, Свазиленде, Ботсване, и (в меньшей степени) в Шри-Ланке, до сих пор действует «римско-голландское право», унаследованное от колониальных времен — смесь того самого римского права и местных торговых обычаев…

Историк А. Тойнби пишет обо всем этом в своем труде «Постижение истории»: «В истории Римской империи, бывшей универсальным государством эллинского общества, мы постоянно встречаемся со всеобщей верой в бессмертие Империи и Города… О силе воздействия этой широко распространенной и уходящей в глубь веков галлюцинации начинают затем задумываться последователи опрокинутой власти, поскольку в их руках сосредоточивается все уцелевшее наследство. Попытка освоить это наследство обычно выражается в претензиях варвара хвастливо присвоить себе титул правителя уже ушедшего универсального государства».

Стало быть, разграбленный вестготами Рим и сегодня «продолжает существовать», просто в иной форме. Сегодня шум его толпы слышен так же громко, как и во времена раби Акивы, а может быть — он стал даже сильнее, чем был тогда, поскольку зачатки основ современной политики и поп-культуры, механизмов воздействия на общественное сознание, воплощенных в средствах массовой информации, социально-культурные стандарты — все это можно смело искать и находить в Древнем Риме.

Анатомия римской идеи

«Граждане Америки! Я приведу огромную армию, чтобы сохранить мир в нашей империи!»

Игги Поп, «Американский цезарь».

Христианство — это форма, сокрывшая внутри эллинистическое содержание, представляющее собой гуманитарные наработки, которые римляне заимствовали у греков: вечность материи, представления о правильном и неправильном, космогония и т.д. в сочетании с имперством. Понятия доблести и чести, всегда имевшие огромное значение для европейских элит, никак не связаны с христианским учением, ориентированным на искупление грехов, Суд и вечную жизнь после него. Равно как не имеют никакого отношения к этому учению и завоевательные походы. Но, тем не менее, и первое, и второе легло в основу европейской морали. Римская идея прижилась и на американской почве, породив обильные всходы: Капитолий, Сенат, претензии на господство в политической сфере и культурный экспорт. Родом из эллинистического «зазеркалья» и кальвинистский тезис о том, что богатый в этом мире богат потому, что заслужил поддержку с Небес.

Вопреки проповедуемой любви и всепрощению, кровь в «цивилизованном мире» лилась рекой. Так называемая эпоха Ренессанса, которая как раз напрямую возрождала античную культуру, на вопрос кровопролития повлияла слабо. Добавим к этому многовековую необразованность значительной части населения, и мы получим картину, на которой позолота единобожия покрывает громадный монумент традиционного европейского архетипического сознания. Справедливые и мудрые правители, отличавшиеся миролюбием и праведностью, на протяжении веков оставались диковинным явлением. «Священная» война против мавританского правления в Испании, за Иерусалим, против американских аборигенов никогда не исключала внутренней борьбы за власть, сферы влияния и тому подобные бонусы.

Шло время, и в симбиотическом существовании христианства и эллинизма наметился дисбаланс. Подавленный ген Эсава в европейской ДНК проснулся и начал стремительно набирать вес. Этому способствовали «бомбы с часовым механизмом», укорененные в самом христианстве. Отказ от «устаревших» заповедей, концентрация на эмоциях (а чувствам свойственна переменчивость) при отсутствии четких и нерушимых причинно-следственных связей имели своим следствием нарастающую эмансипацию, ниспровержение догматов, многообразие трактовок и регулярные нарушения установленных правил, ставшие постепенно единственным действующим правилом.

Голос римской толпы и евреи

Сказал раби Леви: «Голос человека слышен днем не так (хорошо), как ночью из-за того, что солнце прорезает небо, словно плотник пилит кедры».

Если бы не звук восходящего солнца, был бы слышен голос толпы Рима, а если бы не голос толпы Рима, был бы слышен звук солнечного диска. Три голоса слышны от края мира и до края его. Это звук солнечного диска, голос римской толпы и голос души в момент, когда она выходит из тела…»

(Талмуд, Йома, 20 б)

Тип социума, доминирующий на нашей планете сегодня, французский философ Ги Дебор назвал «обществом зрелища». В этом обществе все в большей степени наблюдатели, нежели активные участники процесса. Любые проблемы, выплескиваемые на экран или газетную полосу, все чаще воспринимаются человеком исключительно с позиции наблюдателя. Все это напоминает гладиаторские бои и массовые казни в римских цирках и колизеях, которые помогали зрителям, погрузившимся в напряженное созерцание, забыть о важности собственной жизни, об ответственности в принятии решений.

С тех самых пор глас римской толпы звучит постоянно, лишая человека духовного иммунитета. Люди привыкают к виду смерти, к насилию, апологии безнравственности и обаятельной притягательности разврата. «Хлеба и зрелищ» — снова лозунг момента.

Художественные книги и кинокартины, практически не работавшие с категориями истины и лжи, вполне соответствуют духу времени, когда все чаще их авторы вообще отказываются от положительных и отрицательных героев, от какой бы то ни было морали. «Хорошим» автоматически становится «главный герой», который может при этом быть наркодилером, убийцей — да кем угодно. «Хорошие» — все чаще «мы», плохие — «они». Это просыпается архаическое сознание дохристианской Европы.

Человек сейчас живет в матричном мире телевизоров, успешно выступающих, в зависимости от ситуации, в роли седативных препаратов, заклинателей или нескучных, динамично меняющихся настенных обоев. Его окружают заголовки желтых газет и гламурных журналов, названия дешевых бестселлеров и высокобюджетных блокбастеров, обнаженные тела светских львиц и вгрызающиеся в мозг рекламные слоганы. Вокруг него говорят о самых интересных и важных в мире вещах, которые забудутся уже через минуту и уступят место другим столь же «важным». Добавьте к этому Интернет, который не только совершил революцию в сфере коммуникаций, но и попутно распахнул двери перед всеми желающими необременительно отдохнуть от жизни, дал возможность виртуального существования, ни к чему не обязывающего общения с такими же виртуалами. Все вместе и каждое в отдельности эти проявления «цивилизации» исключают из схемы правильный духовный выбор, а неправильный трансформируют в соцветие многообразных привлекательных вариантов.

Что же делает еврей, с утра до вечера слышащий о прелестях окружающего мира — о чьих-то огромных деньгах, «правильной» (все нормальные люди употребляют в пищу именно это) еде, свободной любви, неограниченных возможностях хайтека и снова о деньгах? Он ищет способ приноровиться, встроиться в социум и раствориться в нем. Еврей бежит от своего еврейства, потому что оно связано для него в первую очередь с оскорблениями, подзатыльниками, заниженными отметками и прочими формами взращивания чувства ущербности. Ведь перспектива стать «нормальным», быть «как все» очень заманчива. Тем более, римская толпа гудит, что антисемитизм — это плохо и по-варварски, и становится спокойно и уютно, хочется окончательно оторваться от своих корней и забыть об их существовании.

Современное «цивилизованное» общество быстро учит еврея толерантности, при этом, торопясь сообщить об отсталости и беспомощности «мракобесного учения книжников и фарисеев», имеющего к его народу непосредственное отношение. Голос римской толпы утверждает, что Учение Творца «устарело» еще две тысячи лет назад. Верить ему так просто, привычно и необременительно, что еврей отвергает традицию раньше, чем получает самое элементарное представление о ней. И, к сожалению, каждое следующее ассимилированное поколение оставляет слову «иври»* все меньше места и смысла в своей жизни.

В толпе

Человек построил гроб,

Окопался, будто клоп:

Кофеварка, холодильник,

Телевизор-перископ.

Сигареты, турникет,

Супермаркет, винегрет —

Крепко держится ногами

За асфальтовый паркет.

Анна Герасимова, «Убежавший»

Еврей, оторванный от своего предназначения, живущий «в разлуке» с Б-гом, очень часто становится революционером и бунтарем. Достаточно вспомнить Фрейда, Маркса, Троцкого — а ведь были и другие, десятки тысяч. Да и сегодня, среди тех, кто печатает «антиглобалистские» прокламации, полемизирует на политические и философские темы в прессе и Сети, ходит на акции с транспарантами — много евреев. Они борются за социальную справедливость, за мир во всем мире — за счастье стран, которые так и не стали им домом.

Ассимилированный еврей не знает, куда же ему девать рвущийся наружу духовный потенциал и пытается реализовать себя во всех сферах. Ни для кого не секрет, что евреев традиционно много в литературе и кино, в театре и на телевидении. Много их в изобразительном искусстве и музыке, причем не только в классической, но и в современной: евреи не изобретали рок-н-ролл, ставший языком молодежи, но это не помешало им оказать колоссальное влияние на всю мировую рок-культуру, задав ей направление развития на десятилетия вперед. Боб Дилан (Роберт Аллен Циммерман), Лу Рид (Луис Фербенк), Марк Болан (Марк Фелд), Джоуи Рамоун (Джеффри Хайман) стали основоположниками направлений, актуальных и поныне. Большой вопрос лишь в том, насколько хороша и правильна ли эта жизнь «капитанов без корабля»? Они написали много великолепных песен, но каждый из них мог стать мудрецом Торы.

Братья Вачовски, снявшие сверхудачную «Матрицу», повлияли на популяризацию каббалы: заодно с поп-корном и кока-колой зрителю предлагалось осмыслить идею искусственности и злонамеренности того, что обычно воспринимается как окружающая действительность и естественный порядок вещей. Тот, кто взял на себя заботу копнуть глубже простого и притягательного киносюжета, столкнулся с еврейским взглядом на мир. Впрочем, вряд ли авторы фильма ставили перед собой цель снять «иудейское кино». Ведь новый блокбастер братьев Вачовски — «V значит Вендетта» — совсем иной. Он рисует образ тоталитарного государства будущего и героя в маске, который в одиночку сражается против фашистского режима. В этом фильме все хорошо… кроме педалирования темы угнетения сексуальных меньшинств и апологии терроризма, который далеко не столь благороден, безобиден и безошибочно точен в своих приговорах, чтобы дать человеку, пусть даже благородному и героическому, право на самосуд. Два этих фактора сводят на нет правильную по сути своей мысль о бессмертии истинных, благородных идей.

Большинство евреев в России, да и во всем остальном мире — люди светские. Даже немногие, задающие себе вопрос: «Кто я?» и добирающиеся благодаря соответствующим книгам, сайтам, общению или собственным умозаключениям до неких традиционных основ еврейства, как правило, не делают следующий шаг и остаются на «безопасной» дистанции, утверждая, что Закон «несколько устарел» и соблюдать все предписания Торы сегодня вовсе не обязательно.

Очень часто говорится о том, что к жизни нормального / современного / активного человека ортодоксальный иудаизм «мало применим» или «неприменим вообще». Ведь еще каких-то двести лет назад не было ни прогулок по Луне, ни автомобилей, ни даже центрального отопления.

Злое начало убаюкивающе журчит: «Не надо пытаться, пожалей себя. Это невыполнимо и не нужно». Римская толпа вторит ему: «Смотри — почти никто так не делает. Это не модно, не современно. Так тебе-то зачем?»

В этот момент, когда прямо перед твоим немодным еврейским носом только и твердят что о непахнущих деньгах, «свободной любви» и неограниченных возможностях — важно лишь, называешь ли ты вещи своими именами, помнишь ли о главном, правильно ли расставляешь приоритеты, знаешь ли истинную цену тому, что слышишь и видишь, понимаешь ли, что такое Истина. Тогда и для тебя обретают смысл слова рабби Акивы: «… если такова участь тех, кто нарушает волю Его, сколь же больше [суждено] тем, кто живет в соответствии с Его повелениями».

Гавриэль Фельдман, из журнала «Мир Торы», Москва


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»