Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Б-г посылает лжепророка, чтобы испытать евреев. В чем же виноват лжепророк?!

Темы: Рав Ицхак Зильбер, Свобода выбора и предопределенность, Ръэ, Ответственность, Рав Овадия Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте! В недельной главе Ръэ сказано не слушать лжепророка потому, что это БОГ испытывает евреев. И тут же повелевается побить лжепророка камнями. Вопрос: за что наказывается этот человек, если через него БОГ испытывает сердца евреев? С.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый С.!

Вы вплотную приблизились к одному из самых интересных вопросов, занимавших мудрецов в течение столетий: как можно увязать наличие у человека свободы выбора и тот факт, что всё предопределено, что Всевышний знает всё, что произойдет?

Однако не станем здесь углубляться в это, а займемся Вашим, смежным, вопросом. Я даже немного «усугублю» вопрос: ведь Рамбам, формулируя тринадцать основ веры, говорит: всё, что делается, — делает только Б-г. Что же тогда мы хотим от человека?

Тем не менее, раз Всевышний наказывает Сам и людям предписывает наказывать в судебном порядке нарушителей Закона, значит, прежде всего, мы вынуждены признать, что свобода выбора все же существует. Поэтому за каждый свой поступок человек, совершивший его «в здравом уме и твердой памяти», несет личную ответственность.

А как же тогда быть с тем, что это делает Всевышний? Похожий вопрос уже задавали комментаторы Писания, изучая казни, обрушившиеся на египтян за порабощение евреев. Ведь Всевышний предсказал праотцу Аврааму, что евреи проведут в изгнании 400 лет и там их будут угнетать. Казалось бы, почему же после того, как это пророчество сбылось, его «старательные» исполнители должны быть наказаны?

(Здесь тоже из формулировки вопроса, скорее, следует: это событие, включая поступки всех его участников, было предопределено. Но я исхожу из простой логики: если Творец предсказал это событие, значит, Он же его и «организовал». Поэтому ответы, которые комментаторы дают на этот вопрос, должны нам помочь ответить и на Ваш).

Один из ответов, который дают классические комментаторы, звучит так: если предсказано, что евреи будут рабами, а ты (египтянин) взялся исполнять предсказание, не перебарщивай с угнетением и мучениями! А египтяне явно перестарались.

Но для нашего вопроса больше подойдет другой, очень известный и, пожалуй, универсальный ответ. Наш учитель рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, иллюстрируя его, приводил такой пример. Поймали вора, приводят в милицию, а тот возмущается: «Что вы от меня хотите? Газеты читать надо!» Никто не понимает, о чем речь, а он берет со стола газету и показывает: «Видите, вот страница уголовной хроники. В среднем по всей Москве за месяц совершается столько-то ограблений, столько-то убийств. Так что же вы от меня хотите — такая статистика!» А ему на это говорят: «Но тебя-то лично никто не заставлял обеспечивать эту статистику!»

Иными словами, человек сам и только сам выбирает, совершить ему то или иное нарушение или нет. И если выбирает — совершить, Всевышний уже позаботится о том, чтобы этот человек попал туда, где, по Высшему замыслу, Закон должен быть нарушен.

Скажем проще и короче: человек делает выбор между добром и злом — между действием, соответствующим воле Творца, или, не дай Б-г, действием, противоречащим этой Воле. Что произойдет на самом деле — это уже планы Всевышнего: позволить человеку реализовать свой замысел — если это укладывается в «Большой план», или остановить его. Поэтому лжепророки и ответственны за свои преступления. Б-г же с помощью тех, кто решил пойти по пути лжепророчества, испытывает Свой народ.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте также: Кто такой Б-г — Творец мира?

Материалы по теме

Тора с комментарием Раши, книга Дварим, глава Ръэ

Автобиография

Рав Ицхак Зильбер

Автобиография рава Ицхака Зильбера к книге «Пламя не спалит тебя».

С какого возраста человек считается грешным?

Рав Овадья Климовский

Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его