Шалом, уважаемые господа! Такой вопрос. Я — ваад байт (ответственный в комитете жильцов дома). Перед Рош а-Шана хочу привести в порядок территорию, прилегающую к блоку: убрать мусор, подрезать или вообще удалить кусты. Сосед говорит, что уже нельзя, потому как шмита уже началась. Прав ли он? И если прав, то как мне быть, ведь поросль мешает людям: комары, мошкара, загораживает свет, да и штраф от ирии (мэрии) можно получить? Б.
Уважаемый Б.,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Разрешено чистить, убирать и проводить все необходимые работы по поддержанию зеленой территории вокруг дома до самого начала Седьмого года. Даже наоборот, сейчас самое время заняться этим, поскольку большинство этих работ будут запрещены с началом Седьмого года.
Давайте разберем этот вопрос подробнее. Действительно, существует такое понятие, как «добавление» к Седьмому году (тосэфет швиит), подобно тому, как «добавляют» время от будничного к святому перед субботой и праздниками — начинают их несколько раньше. Этот закон был получен непосредственно Моше на горе Синай: основные законы Седьмого года вступают в силу за 30 дней до начала года.
Кроме того, мудрецы сочли необходимым расширить действие этого закона и запретили выполнение определенных работ уже с Песаха и Шавуота.
Однако неотъемлемую часть этого закона составляет условие: «добавление» к Седьмому году актуально, только когда существует Иерусалимский Храм. Поэтому в наше время, когда Храм разрушен и, к сожалению, еще не отстроен из-за наших грехов, нет и обязанности «добавлять» время к Седьмому году.
Следовательно, разрешено поливать, подрезать деревья, убирать мусор и выполнять остальные работы по уходу за зеленой территорией вокруг дома непосредственно до начала Седьмого года, т.е. до 1-го Тишрея. Более того, сейчас, как мы видели, самое время заняться этим.
Исключением может быть посадка деревьев, поэтому в конкретном случае следует обратиться к раввину.
С уважением, Яков Шуб
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ицхак Зильбер
Будущий год будет годом шмита, то есть отдыха земли от сельскохозяйственных работ. В седьмой год семилетнего цикла действуют законы и правила, не знакомые многим репатриантам из Советского Союза. Мы публикуем статью р. Ицхака Зильбера, раскрывающую интересные факты, связанные с этими законами.
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Отрывки из комментария на недельную главу о заповедях шмиты (субботнего года) и йовеля (пятидесятого года)
Неизвестный автор,
из цикла «Законы седьмого года»
Сколько названий у шмиты?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Яков Шуб
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его