Темы: Земля Израиля, Почитание родителей, Изучение Торы, Опасность, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Полгода назад я приехал учиться в йешиву в Иерусалиме из Америки, и мне здесь очень нравится. Сейчас в Израиле довольно напряженная обстановка, и мои родители очень опасаются за мою безопасность. Родители не говорят об этом вслух, но мне кажется, что они хотят, чтобы я вернулся обратно. Если они меня попросят вернуться, должен ли я буду их слушать, ведь есть заповедь почитать родителей? Заранее спасибо за ответ. Мойше.
Уважаемый Мойше, большое спасибо, что обратились к нам. Очень похвально, что Вы прислушиваетесь к мнению родителей и поддерживаете с ними хорошие отношения.
Что же касается непосредственно Вашего вопроса, то, во-первых, ответ на него зависит от того, чем обосновывают родители желание, чтобы Вы вернулись. Если их интересует Ваша безопасность и они считают, что Вам же лучше сейчас вернуться обратно, то, очевидно, заповедь почитания родителей в этом случае не требует от Вас возвращения. Ведь в этом случае они заботятся не о себе, а о Вас, поэтому, вернувшись, Вы никак не помогаете родителям, а действуете в своих интересах.
Если же родители говорят, что они очень волнуются и беспокоятся из-за того, что Вы находитесь в опасном месте, то Ваше возвращение может рассматриваться как выполнение заповеди почитания родителей, поскольку это может успокоить их. В таком случае актуален Ваш вопрос о том, обязаны ли Вы их слушаться.
Очевидно, что и в данном случае нет обязанности принимать мнение родителей. Подобный случай рассматривается в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 240:25). Молодой человек желает поехать изучать Тору в другой город, поскольку там учеба будет более эффективной. Родители не хотят отпускать его из-за того, что обстановка в том городе не совсем безопасная. Заключение, к которому приходит Шулхан Арух: молодой человек не обязан слушаться родителей, поскольку заповедь изучения Торы в данном случае «перевешивает» заповедь почитания родителей.
Кроме того, существует запрет оставлять общину в момент опасности (Шулхан Арух 574:5). Речь идет о том, что даже если человек может помочь общине «только» молитвами или постами, ему нельзя просто так покидать общину. Безусловно, каждый ученик ешивы своей молитвой и учебой также вносит вклад в общее дело.
Получается, что поскольку обстановка в Иерусалиме не такая уж опасная и, как Вы пишете, Ваша учеба в ешиве проходит успешно, очевидно Вам можно остаться в Земле Израиля. При этом очень важно поддерживать постоянную связь с родителями, регулярно разговаривать с ними и делать все возможное, чтобы они как можно меньше волновались.
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
При появления отца или матери дети должны встать
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Давид Россоф
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Шрага Симмонс
Отец Авраама был, по сути, злодей. И все же почитание отца было для Авраама первоочередным делом — даже по сравнению со служением Всевышнему.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его