Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему невеста на свадьбе закрывает лицо фатой?

Темы: Невеста, Хупа, Свадьба, Яков Шуб

Отложить Отложено

Часто вижу, что невеста на свадьбе закрывает лицо фатой. Интересно, фата — это просто часть свадебного наряда или есть в ней какой-то скрытый смысл? Артур

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Артур, большое спасибо за Ваш вопрос. Вы совершенно правы, на еврейской свадьбе обычно ничего не делается «просто так», вся процедура бракосочетания основана либо на установившихся обычаях, либо на предписаниях еврейского закона, алахи.

Так и с фатой. Существует, по крайней мере, три причины, по которым невеста закрывает лицо фатой:

Во-первых,по мнению некоторых ранних комментаторов (ришоним) фата (инума) служит хупой. Поясним, что имеется в виду: завершающим этапом свадебного обряда являются нисуин, или хупа. Даже после кидушин, обручения, невеста не становится женой в полном смысле слова — пока не войдёт в дом мужа и пара не начнет совместную жизнь. Символом дома мужа и, таким образом, начала семейной жизни является хупа.

Существует несколько мнений о том, что считать хупой. По одному из мнений обряд хупы совершается, когда жених покрывает лицо невесты свадебной фатой. Они считаются мужем и женой с того момента, когда невеста выходит в свадебной фате (Тосафот, Йома 13 б).

Сегодня принято учитывать и это мнение (Рамо 55:1, Хелькат Мехокек 55:9). Поэтому сначала шошвиним со стороны жениха, раввин, проводящий хупу, свидетели и гости ведут жениха к невесте, чтобы он покрыл ее голову фатой (инума), а уже затем ведут его под свадебный балдахин, который также называется хупа. Там проходит продолжение свадебной церемонии. Поскольку, как было сказано выше, фата также считается хупой, необходимо, чтобы свидетели присутствовали при этом и видели, как жених покрывает лицо невесты фатой (Шаарей Нисуин 2:20).

Возникает вопрос: как можно устраивать хупу, которая является завершающим этапом свадебной церемонии — нисуин, раньше первого этапа, то есть посвящения невесты в жены (кидушин)? Ответ на этот вопрос содержится в одном из комментариев к Шулхан Аруху — Хелькат Мехокек (55:9). Комментатор пишет: нисуин вступают в силу не сразу, а ретроактивно, с того момента, как жених посвящает невесту в жены.

Стоит отметить: этот момент актуален только для девушки, которая выходит замуж впервые. О том, как поступать разведенной или вдове, следует проконсультироваться у раввина.

Во-вторых, принято, чтобы невеста покрывала лицо фатой, еще и потому, что этим она показывает: ее не волнует, каким именно кольцом жених посвящает ее в жены. Главное, чтобы оно стоило хотя бы пруту (прута — мелкая монета, ее стоимость равна стоимости сороковой части одного грамма серебра — респонс Рашба 9:210, Рамо 31:2; это минимальная стоимость предмета, с помощью которого можно посвятить невесту в жены).Это позволяет избежать возможных проблем, например, в случае, когда произошла ошибка и вместо золотого кольца жених дал невесте медное, или, например, если невеста, увидев кольцо, сочла его более дорогим, чем на самом деле (Хелькат Мехокек 31:7, Бейт Шмуэль 31:5). По этой же причине принято, что раввин, проводящий хупу, вначале показывает кольцо свидетелям и просит их удостоверить перед невестой, что кольцо стоит как минимум пруту (Рамо 31:2).

В-третьих, принято, чтобы невеста покрывала лицо фатой из соображений скромности. Разрешено смотреть на одежду и украшения невесты, чтобы восхвалять ее перед женихом, но запрещено всматриваться в ее лицо, поэтому принято, чтобы она покрывала лицо фатой (Шулхан Арух 65:2, Рамо 31:2, 65:2, Хатам Софер, Комментарий к Торе 95:2).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его