Темы: Пожар, Суббота, Пикуах нефеш, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПростите, что беспокою, но реб Меир Левин обратился ко мне с этой просьбой. Он опубликовал в газете «Еврейский мир» статью «Горшок на заборе». Одна из комментаторов задала ему вопрос: «Как было бы хорошо, если бы ответ на вопрос, тушить или не тушить пожар в собственном доме в субботу еврею, дали бы раввины. Ведь зачастую комментарии интерпретируются субъективно. Ведь здесь идет речь о спасении жизни. Или надо ждать, когда огонь подберется к человеку — и тогда однозначно можно и нужно тушить пожар?! Пару лет назад еврейская община Бруклина — религиозная община — основала услуги Скорой помощи в районе по субботам. Специально по субботам — потому что и в субботу случаются несчастья. Среди евреев — верующих — в том числе. Разве это неправильно? А тушение пожара — не из той же области сохранения жизни?! Мира Голд
Уважаемая Мира!
В рассказе р. Меира Левина ясно сказано, что речь идёт о случае, когда нет опасности для жизни людей.
А если существует опасность для жизни — конечно, надо тушить. Опасность для жизни еврея отодвигает запреты субботы.
Существует опасность для жизни или нет — отдельная тема. Как во всех вопросах Закона, решение принимается в соответствии с реальной объективной оценкой ситуации. Может это привести к опасности для жизни или нет?
И если есть сомнение: возможно, опасность для жизни существует, также нарушают субботу — сафэк пикуах нэфеш дохэ шабат.
Например: если огонь может перекинуться на дом, где могут быть маленькие дети или пожилые люди, тяжелобольные, которые, возможно, не успеют вовремя выбежать, это может быть опасно для жизни.
В рассказе р. Меира Левина речь идёт о ситуации, когда определённо нет риска для жизни. Например, загорелся особняк, который стоит в пустынном месте и ничто не соединяет его с другими домами. Там — муж, жена и ребёнок, которые спокойно, увидев огонь, выйдут оттуда. И никакой опасности для жизни не существует. И т.д., и т.п.
Тогда встает вопрос, что можно делать в субботу, а что — нельзя.
Принцип — чтобы избежать потери имущества, нельзя нарушать субботу. И об этом писал р. Меир Левин. Соблюдение субботы важнее, чем предотвращение материального ущерба.
А теперь разберём, что можно делать в случае пожара там, где нет опасности для жизни:
Интересную историю рассказывает Талмуд, разбирая законы о том, в каких случаях тушат пожар в субботу.
Был пожар во дворе Йосефа бен-Симаи в местечки Сихин, и пришли люди, посланные властями Ципори, тушить, потому что Йосеф занимал пост в царской администрации. Йосеф бен-Симаи не позволил им тушить пожар, чтобы не произошло нарушения субботы. И Б-г послал ему чудо: пошёл дождь и потушил пожар. На исходе субботы Йосеф заплатил каждому, кто собирался тушить, по 2 монеты, а руководителю — 50 монет (сэла). Когда же мудрецы услышали об этом, они сказали: «Йосеф не должен был так поступать. Ведь мы учили: нееврея, который приходит тушить пожар, не просят о тушении, но и не препятствуют ему, если он хочет потушить сам».
Очень интересно, что Б-г в этом случае послал Свою помощь в соответствии с пониманием Йосефа бен-Симаи и его самоотверженностью ради субботы. Хотя по Закону Йосеф не должен был так поступать.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Авраам Коен
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его