Темы: Идолопоклонство, Кладбище, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Можно ли делать фотографию умершего на надгробии?
Большое спасибо за Ваш вопрос. На рубеже 19-го и 20-го веков вошло в моду гравировать изображения умерших на надгробьях. Был выгравирован такой портрет и на одном из еврейских надгробий. Это вызвало негодование еврейской общины, и, в конце концов, вопрос дошёл до руководителя венгерского еврейства рава Мойше Софера (1762—1839), известного как Хатам Софер.
В своем респонсе (6:4) Хатам Софер запрещает изготовление подобных надгробий по двум основным причинам. Во-первых, существует запрет на создание идолов — в том числе, изображений ангелов, небесных сфер или людей. Соответственно, создание памятников, изображающих человека, или даже гравировка изображения умершего на надгробье прямо подпадает под этот запрет. (Какие именно изображения запрещены, обсуждаются в Шулхан Арухе).
Во-вторых, люди часто приходят на могилы своих родственников или на могилы праведников, чтобы помолиться Вс-вышнему и попросить, чтобы заслуги отцов стали защитой и опорой для их потомков в тяжёлых ситуациях. Таким образом, еврейское кладбище приобретает в какой-то мере статус синагоги. Кроме того, молитва перед памятником с изображением человека может выглядеть как своего рода идолопоклонство.
Что касается самого вопроса о фотографии: хотя в данном случае запрет создания идолов не нарушается, вторая проблема, упомянутая Хатам Сойфером, остаётся. Кроме того, современные галахические авторитеты единодушно рассматривают это как нееврейский обычай и приводят ряд других причин, по которым не следует помещать фотографии на надгробьях (Шевет а-Леви 137, Йабиа Омер 10:32).
Поэтому желательно в мягкой форме, избегая конфликтов, предупредить родственников, желающих поместить фотографию, о возможном нарушении запрета. А также объяснить им, что еврейские обычаи траура и похорон призваны выразить уважение умершему и его душе, а не обеспечить нужды живых потомков.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Авраам Коен
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Похороны — не ради живых? А ради кого?
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
Где написано, что это запрещено?
Рав Яков Шуб
Связан ли этот вопрос с будущим воскрешением мёртвых?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Авраам Коен
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Натан Агрес
Известны ли коды, связанные с Ханукой?
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: если российский народ — тоже потомки Эсава, почему он так отличается от народов Европы? Почему народ России весьма талантлив, но земля не жалеет своего народа или они ее? Чем отличается Греция от Рима, культура от циви
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: где в Танахе упоминается Ханука? Почему у христиан — книги Маккавеев, а у нас — тишина? Сколько книг должно быть в Танахе? Чем греческое изгнание отличалось от остальных? В чем смысл НЕупоминания Хануки?
Рав Яков Шуб
Как понять, сколько надо тренироваться, чтоб это было во Имя Небес?
Рав Реувен Куклин
О чём плакал рабби Элиэзер?
Рав Леви Ицхак Риц
Всё кашерное создано Всевышним для нас? Не попробовать — отвергнуть дары Творца? А если меня тошнит от мысли, что когда-нибудь придется съесть саранчу? Как иудаизм относится к удовольствиям? Аскетизм не приветствуется? Яства мешают духовности?