Темы: Рав Реувен Куклин, Скромность, Туалетные вопросы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныК ответу «Почему в туалете нельзя разговаривать?». Я слышал, что современный туалет не является тем туалетом, о котором ведется речь в упомянутых книгах и, соответственно, на него не распространяются все эти законы в чистом виде. Насколько обязательно молчать, как рыба, в современном туалете, насыщенном чудесным запахом качественного освежителя воздуха и прочей парфюмерии?
Овадья
Уважаемый Овадья,
Действительно, в Талмуде (Брахот 26 а) сказано, что «персидский туалет» не считается туалетом, если речь идёт о запрете произносить слова Торы. Раши объясняет, что персы устраивали туалет следующим образом: рыли ров от места, предназначенного для испражнения, чтобы кал и моча не оставались в том же месте, а удалялись от него. И таково постановление Шульхан Аруха (Орах Хаим 83, 4): «персидский» туалет не считается туалетом и можно, находясь в нём, читать Шма при условии, что в нём нет плохого запаха.
Исходя из этого, казалось бы, наши туалеты также можно не считать туалетами. Ведь они также устроены так, что экскременты смываются в канализацию. Однако Хазон Иш (Орах Хаим 17, 4) сомневается в том, что нынешний туалет похож на «персидский туалет», упомянутый в Талмуде. Хазон Иш считает, что наш туалет отличается от «персидского», тем, что в нем испражнения остаются в унитазе до тех пор, пока их не смоют (так это в большинстве унитазов).
Хазон Иш пишет, что, поскольку в этом вопросе есть сомнение, нельзя учить Тору и молиться, находясь в туалете, однако можно молиться напротив двери такого туалета.
Но сомнение Хазон Иша связано исключительно с запретом говорить в туалете о священных предметах (изучать Тору, молиться, произносить благословения и т.п.). Этот закон основывается на запрете унижать слова Торы, произнося их в позорных местах. Поскольку в персидском туалете испражнения не задерживаются, произносить там слова Торы не считается позорным.
Запрет же, о котором Вы упоминаете, относится к законам скромности (как это видно из слов Рама, Орах Хаим 3, 2). Это нескромно — разговаривать с кем-то, находясь в уборной. Поэтому запрет разговаривать в туалете распространяется как на «персидский» туалет, так и на обычный.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: О чём нельзя размышлять в душевой?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Скромность по-еврейски»
Рав Реувен Пятигорский
Ципора Харитан
Рав Яков Шуб
В современной уборной такая же ритуальная нечистота, как в уборной времен Талмуда?
Ципора Харитан
Как заинтересовать ребенка вставать ночью в туалет?
Ципора Харитан
Первый этап любого решения этой проблемы — успокоиться...
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ