Темы: Пожар, Наказание, Рав Реувен Куклин, Грех, Суббота
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый рав! Скажите, что делать нам, русским баалей тшува, в связи с пожаром на Кармеле? Ведь известно, что то, что происходит в мире, призвано научить чему-то еврейский народ. И, соответственно, должно привести к каким-то конкретным действиям. Рав Овадья Йосеф, шлита, выразил свою точку зрения о том, что такая катастрофа могла произойти из-за того, что в этих местах не соблюдают шаббат. Какова Ваша точка зрения? С уважением, Маргарита
Уважаемая Маргарита,
Вы совершенно правы, различные беды, которые происходят в мире, призваны научить чему-то еврейский народ, как это подчёркивают мудрецы Талмуда (трактат Йевамот 63 а). Это высказывание мудрецов говорит относительно бед, которые происходят у других народов. Тем более, когда беды происходят у нас, мы должны серьёзно задуматься — за что постигло нас то или иное несчастье.
Рамбам пишет (Законы Постов 1, 2—3): «Когда настигнет (наш народ) беда… (необходимо), чтобы знали все, что из-за наших грехов нас настигла эта беда… А когда говорят, что стихийное бедствие это и (трагедия) случайно произошла, это жестокость, из-за которой они (евреи) продолжат грешить и (их) настигнет новое бедствие».
Для того чтобы понять, на какие проблемы нам стоит обратить особое внимание, следует задуматься, с какими грехами связаны огонь и пожар.
В словах мудрецов мы находим объяснение, за что сгорают люди и за что сгорают их дома. (Важно подчеркнуть: несомненно, существуют различные духовные причины, по которым случаются пожары. Мы рассмотрим только один «класс» этих причин — те, что, по моему мнению, больше всего связаны с поднятой Вами проблемой).
Сказали мудрецы (Санедрин 92а): «Дом, в котором не слышны слова Торы ночью, пламя пожирает». Причина этому — любая материя, по сути и природе своей, подлежит в конце концов разложению. Как мы видим, каждая материальная структура в этом мире, в конечном счете, разлагается. Единственный «способ» избежать разложения — связать материальное с духовным. (Именно по этой причине в некоторых случаях тела праведников не разлагаются после их смерти. Подробнее см. Есть ли свидетельства нетленности захороненных тел праведников?). Но, бесспорно, материя, которая создана для этой цели (связи с духовным), ещё более подвержена разложению, чем любая другая, если такая связь не осуществляется. Средство, созданное Творцом для быстрого разложения, — огонь. И именно поэтому еврейский дом, созданный, чтобы вмещать в себя духовность, сгорает, если не реализует своё предназначение.
Подобное сказано в Талмуде и о самом человеке. Сказали мудрецы в трактате Сота (17а): «Мужчина (иш) и женщина (иша) — если удостоились, то с ними Шхина (Б-жественное присутствие), не удостоились — пламя их пожирает». Т.е., когда муж и жена основывают свою жизнь на духовных ценностях, Шхина пребывает с ними. Но если основа их жизни — ценности материальные, «пламя пожирает их». Подробнее об этом см. Почему невесту водят вокруг жениха.
Несомненно, от нас не требуется всю жизнь заниматься только духовным. Но требуется, чтобы мы оставили в своей жизни место для духовного. (Именно поэтому мудрецы говорят о доме, в котором не слышны слова Торы ночью: днём человек работает, а ночью, когда у него есть свободное время, должен заниматься духовным. Тогда и его работа ради пропитания будет считаться духовной — ведь она даёт ему возможность изучать Тору в свободное время).
Теперь мы поймём слова рава Овадьи Йосефа, шлита, которые Вы упоминаете. Если хотя бы один день в неделю человек оставлял для духовности и помнил этот день всю неделю (как сказано в Торе, Шмот 20, 7: «Помни субботний день, освящая его»), то все дни недели служили бы духовному, «засчитывались» бы как посвящённые духовной работе. И соблюдение субботы, возможно, стало бы той заслугой, в силу которой защитить от пожара.
Поэтому, конечно, пожар на горе Кармель должен побудить всех нас, как русских баалей тшува, так и всех остальных евреев, отвести более важное место в жизни духовному.
С уважением, Реувен Куклин
Смотрите: Огонь внутри
Авраам Коен
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его