Темы: Раскаяние, Рав Реувен Куклин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«Как велика сила раскаяния! Оно делает человека царем над всем миром, надевает на его голову корону, излечивает все болезни и спасает от всех бед» (Тана Дебей Элиягу Раба, 18). Поясните, как правильно покаяться перед Б-гом? Данил, Хадера
Уважаемый Данил,
Раскаяться в грехах не так сложно, как это кажется. Об этом свидетельствует сама Тора: «Ибо заповедь, которую я заповедую тебе ныне, не недоступна она для тебя и не далека она. Не на небе она, чтобы сказать: “Кто взошёл бы для нас на небо и достал бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?”. И не за морем она, чтобы сказать: “Кто сходил бы для нас за море и достал бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполняли бы её?”. А весьма близко к тебе слово сие: в устах твоих оно и в сердце твоём, чтобы исполнять его» (Дварим 30, 11—14). Рамбан пишет в своём комментарии к Торе, что эти стихи говорят о заповеди тшувы (раскаяния).
Почему же сделать тшуву так легко? Потому что для того, чтобы раскаяться в грехах, достаточно задуматься о том, насколько плохо и ужасно нарушить приказ Царя Царей, Который оживляет каждую секунду весь мир и управляет судьбами всех созданий, в руках Которого все блага мира. Задуматься о том, что нет никакой возможности извлечь хоть какую-то пользу из нарушения воли Творца и, наоборот, греша, человек причиняет себе ужасный вред — ведь он теряет мир вечности (см. Шаарей Тшува, 1). А что он выиграл, что дал ему его грех? Какие-то кратковременные удовольствия, которые уже давно забылись?!
Если человек подумает обо всём этом, он, несомненно, будет сожалеть о грехе и пожелает, чтобы грех был стёрт. И это считается раскаянием (см. Мэсилат Йешарим, 4). Он также пожелает не повторять больше никогда это безумное действие. Теперь человеку остаётся сказать Творцу о своих мыслях (что он раскаивается в грехе) и решении (не повторять больше грех). Так человек выполняет три основные части тшувы — харата (раскаяние в содеянном), кабала лэ-атид (твёрдое решение не повторять грех) и видуй (покаяние, исповедь перед Всевышним). После этого он считается бааль тшува, о котором сказали мудрецы (трактат Брахот, 34 б): «Того уровня, где находятся баалей тшува, не достигают даже непорочные праведники».
Ктива вехатима това.
С уважением, Реувен Куклин.
Читайте обзор по теме Раскаяние — Тшува
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Реувен Куклин
И есть ли отличие вообще?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Реувен Куклин
Рав Элияу Тавгер
Рав Михаэль Солганик
Рав Реувен Куклин
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Реувен Куклин
Откуда оно произошло, и что оно означает?