Темы: Запреты, Реувен Куклин, Каббала, Колдовство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Можно ли по галахе пользоваться услугами магов, самому производить приворот? Что будет с душой после смерти, если человек обращался к таким людям, как маги, производил привороты сам, и заклинания, которые казались и ему самому смешными, СРАБОТАЛИ, причём на евреях (герах)?! Спасибо!
Уважаемый…,
Тора говорит: «Да не найдётся у тебя никого, проводящего сына своего или дочь свою через огонь, ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея» (Дварим 18, 10). Отсюда мы учим, что все виды колдовства запрещены. За большинство видов колдовства, если человек занимался ими умышленно и его предостерегли, сказав, чтобы он не делал этого и что за это полагается наказание, по Торе положена смертная казнь [1] .
За нарушение большинства тех запретов Торы, за которые полагалась бы смертная казнь, если бы человека предостерегли, полагается карет, если его не предостерегли. Но в случае с колдовством карет полагается только за два вида этой деятельности: ведовство и ов (вызывание мёртвых) [2].
Что касается Вашего вопроса — что будет с душой человека, который занимался колдовством или обращался к колдунам, — скажу, что только Всевышний знает [3] , как судить каждого из людей — в соответствии с уровнем, на котором он находится, в соответствии с тем, насколько велико его «дурное стремление» (йецер а-ра), в соответствии с тем, насколько он осознавал тяжесть нарушения, и т.д.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, как могло случиться, что колдовство «сработало», да ещё «на евреях» [4] , а также чтобы понять, почему колдовство является настолько тяжким нарушением, приведу Вам краткую выдержку из книги Рамхаля Дэрех а-Шем [5] о сути колдовства.
Возможность повлиять на духовные корни
Прежде всего, следует знать, что каждая материальная вещь имеет духовные корни. И основой существования всех материальных вещей являются именно их духовные корни. Эти корни влияют на материальные вещи, не позволяя им выйти за свой природный предел.
Однако, поскольку человек состоит из двух противоположностей — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. «Духовное использование» означает возможность с помощью особых методов повлиять на духовный корень вещи, что повлечёт за собой изменение самой этой материальной вещи. Однако, как материальное использование вещей возможно лишь с помощью определённых способов и в определённых пределах (так, например, резать можно только твёрдым предметом, с лёгкостью можно изменять только форму мягких предметов, и т.д.), так и влияние на духовные корни предметов возможно лишь с помощью определённых способов и в определённых пределах — как их определила Высшая Мудрость.
Средства, с помощью которых человек может повлиять на духовные корни
Мы обязаны всегда помнить, что Всевышний, благословен Он, — корень всего мира, и материального мира в частности, и что Он каждое мгновение оживляет и хранит все миры. И Он постановил, что когда сотворённые Им упомянут Его Имя, к ним придёт от Него просветление и изобилие, как сказано: «…на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя» (Шмот 20, 20). Однако каково будет Имя, которое упомянут и которым назовут Всевышнего, таково будет и воздействие (влияние), «привлечённое» упоминанием этого Имени. Любое подобное воздействие включает в себе «влияния» различных видов — святость, чистоту, дух пророчества, а также влияние на материальный мир, с помощью которого часть материальных вещей может выйти за свои природные пределы.
Условия использования Имени Всевышнего
Ясно, что Имена Всевышнего подобны скипетру царя, и не пристало и не следует обычному человеку пользоваться царским скипетром. Об этом сказали наши мудрецы: «Тот, кто пользуется короной, — прейдёт» [тот, кто пользуется короной Царя Царей, Святого, благословен Он, уйдёт из этого мира] (Авот 1, 13). И не разрешено пользоваться этими Именами никому, кроме святых, близких к Нему, благословен Он, и прилепившихся к Нему. Они могут использовать эти Имена, и так будет освящено Его Имя, Благословен Он, и исполнена Его воля, какой бы она ни была. Если же кто-то другой воспользуется Именами Всевышнего, благословен Он, то, хотя и сможет это сделать, если будет действовать по правилам, понесёт тяжкое наказание за своё злоумышление.
Колдовство и бесы
Как известно, Всевышний дал человеку возможность свободного выбора. Поэтому в противоположность уровням святости, на которые человек может подняться, Всевышний дал человеку также возможность достичь различных уровней нечистоты, как сказано в Коэлете: «…и то, и другое сделал Б-г» (7, 14).
И поскольку Он создал для человека путь, на котором можно обрести просветление, постижение и дух святости не через материальную природу, необходимо, чтобы у этого великого блага была противоположность: чтобы человек мог привлекать к себе тьму, и мрак, и дух нечистоты также не через материальную природу. И это — нечистота колдовства и вызывание мёртвых, что запрещено нам Торой.
И суть этого — привлечение, с помощью упоминания имён нечистых, на известных условиях, «влияний» скверны и нечисти. Это — наибольшее удаление от Всевышнего, благословен Он, противоположность «прилепления» к Нему.
И эти воздействия исходят от тех сил зла, которые создал Всевышний, чтобы предоставить человеку свободу выбора [6] . И Всевышний дал им такие имена, упоминая которые можно привлечь нечистоту сверхъестественным путём. Люди, использующие эти имена, смогут производить сверхъестественные действия, подобно египетским жрецам. И с помощью бесов производятся подобные действия, т.к. и им дана способность совершать их — в отведённых для этого пределах.
И в той мере, в какой предоставлена им возможность действовать, постановил Господь, благословен Он, чтобы отступали перед ними законы природы, поддерживающие все объекты в этом мире в их природном состоянии, и все ангелы, проводящие установленные воздействия. И об этом сказали наши мудрецы: «Колдовство (кшафим) — потому что отбрасывает (макхишим) высшее воинство (сонмы ангелов)» (Хулин 7). Но это — лишь в разрешённой мере, не более. И даже в той области, где им дозволено действовать, они могут потерпеть поражение от силы, превосходящей их, и их действия окончатся неудачей по воле Всевышнего, благословен Он.
Нет ничего, кроме Него
Но после всего сказанного нам не следует забывать, что нет в мире никаких независимых сил, но всё, что происходит в мире, — по Его воле происходит. И все законы использования имён или колдовские методы имеют силу, только пока Всевышний, благословен Он, этого желает. Когда же Он не желает, чтобы что-то «сработало», — оно не «сработает». И об этом сказали наши мудрецы: «Нет ничего, кроме Него, — и даже колдовства» (Хулин 7 б).
После этого разъяснения сущности колдовства по Рамхалю, Вас уже не удивит, что колдовские методы иногда могут «работать». Из него же ясно, почему колдовство является столь тяжким нарушением, — оно, как никакое другое действие, отдаляет человека от его Создателя, то есть оно ведёт человека в направлении, противоположном той цели, к которой ему следует стремиться все дни жизни.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Гадание, колдовство, приворот — грех?
[1] См. Шмот 22, 17.
[2] Мишна Критут (2а) [хотя в мишне ведун не упоминается, на него также распространяется действие этого закона, см. гмару там, 3 б)], Рамбам (Законы о неумышленных нарушениях 1, 4). См. также Сэфер а-Йашар (респонс 65), Мишнэ лэ-мэлех (Законы о неумышленных нарушениях 1, 2).
[3] См. Рамбам (Законы раскаяния 3, 2).
[4] Ваше уточнение, что речь идёт о герах, ничего не добавляет, так как геры являются «абсолютными» евреями во всех отношениях.
[5] Часть 1, раздел 5.
[6] См. Дэрех а-Шем (часть 1, раздел 5).
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Бенцион Зильбер
В каких случаях проклятье имеет силу?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Моше Гекрайтер
А если человек заболел из-за колдунов или нечистых духов?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Что значит «высчитывать времена»?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его