Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Как и ожидалось, ответ на предыдущий, "легкий" штикл не заставил себя ждать:
rukhiich прошел по лезвию, Smuelvt чуть опоздал, и поэтому приз достается госпоже Марианне (в лучших традициях нашего блога - женская половина лидирует, никакой сегрегации ).
Итак, развернутый ответ:
Ни один строительный подрядчик не начинает стройку с рытья котлована, забивания гвоздей или сварки каркаса.
Перед тем, как приступить к этим действиям, он должен подробно изучить план, составленный архитектором.
Ни один проект у меня не начинается с эскизов. Перед тем, как взять в руки карандаш, необходимо углубиться в источники, собрать материал и подробно изучить матчасть.
Несмотря на то, что Бецалель обладал руах а-койдеш, ему (и всей его команде) требовалось изучить всё, что связано с постройкой Мишкана - а иначе, для чего план строительства так подробно описывается в Торе?
Именно с этого изучения и началось строительство Мишкана.
Это считается началом строительства (когда на прошлой неделе я начал изучать материал для очередного заказа, полученного из BMG (Лейквуд) - я получил от них письмо-напоминание, состоящее из одного слова: "Poster?" Мой ответ был не менее краток: "Уже начал").
Это не является подготовкой к будням (т.к. изучение всего, связанного со строительством Мишкана является полноценным изучением Торы).
Следовательно - процесс вполне мог быть начат в йом-тов.
Здесь хотелось бы добавить одну деталь, замеченную Smuelvtом: при сотворении мира планирование предшествовало Шабату (סוף מעשה - במחשבה תחילה). Мишкан, согласно нашим источникам, является "действующей моделью" мироздания (отсюда и связь между действиями, используемыми при сотворении мира и при строительстве Мишкана, которые запрещены в Шабат и праздники). И если Творец "смотрел в Тору и творил мир" - то нет никакой причины, по которой строительство Мишкана должно происходить иначе.
Поздравляем победительницу.
Всем спасибо.
Перейдем к "тяжелому" штиклу. Как уже было сказано, он не столько тяжелый, сколько требует углубления в источники. Поэтому просьба: не пытайтесь его взять "с нахрапу", без того, чтобы посмотреть внутри указанных источников.
Вообще-то я стараюсь здесь, в блоге, такие штиклы не помещать - все-таки здесь не бет-мидраш, да и публика, в большинстве своем, не настолько подготовленная.
Но в этот раз, для того, чтобы пригласить победителя на бар-мицву, я решил (как и в прошлом случае) выложить бармицвенный штикл. Если тринадцатилетний мальчик может - чем мы хуже?
Итак, дано (указываю все источники):
Мишна Брахот (20а.): "Женщины, рабы и несовершеннолетние освобождены от криат "Шма" и от тфилин, но не освобождены от молитвы и от мезузы" - т.е. обязанность молитвы распространяется на несовершеннолетних.
Раши (там же, б.): "Обязанность молитвы для несовершеннолетних установлена мудрецами в целях воспитания".
Рамбам (Законы молитвы, 1,2): "Обязанность молитвы распространяется на женщин и рабов, т.к. это повелительная заповедь, не связанная с определенным временем..." - несовершеннолетние не упоминаются.
Тем не менее, Кесеф Мишнэ, объясняя Рамбама, говорит: "На женщин, рабов и несовершеннолетних распространяется обязанность молитвы".
Что не мешает Минхас Хинух со ссылкой на того же Рамбама утверждать (мицва 433): "Глухонемые, психически больные и несовершеннолетние освобождены от молитвы".
После того, как Вы, уважаемый читатель, распутаете этот узел - Вы сможете ответить на вопрос штикла:
Может ли несовершеннолетний, накануне своей бар-мицвы случайно пропустивший Минху, восполнить ее в последующий Маарив (то есть тогда, когда он уже будет совершеннолетним)?