Темы: Разум, Душа, Пророчество, Духовность, Помощь, Связь с Творцом, Материальность, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, существует ли в Иудаизме такая концепция как вселение Б-га в человека? В Торе и Пророках упоминается нечто подобное: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его»[i] и, например, «и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Б-гом»[ii]. Но такие формулировки не позволяют мне напрямую сделать вывод, что Б-г вселится в человека. Расскажите, пожалуйста, Ваше понимание. Антон
[i] Ирмияу 31:32: «…вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его (закон)…»
[ii] Шмот 29:45.
Шалом, Антон!
Разумеется, не следует понимать эту идею буквально. Сказать, что Бог «вселился» в человека, означает существенно Его ограничить, а также приписать Ему материальное свойство — нахождение в определенном месте.
Кроме того, что такая мысль противоречит здравому смыслу, есть в ней также неприятие одной из основ нашей веры, которая гласит, что Бог — нетелесен и к Нему не относятся никакие телесные понятия, и что у Него вовсе нет никакого «подобия», «формы». Да и в Торе сказано прямо (Бемидбар 23:19): «Б-г же не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы раскаиваться: Он ли скажет и не сделает? будет ли говорить и не исполнит?»
Кроме того, Писание, как Вы сами обратили внимание, никогда не пользуется таким выражением даже в переносном, метафорическом, смысле. Происходит это потому, что когда Тора желает «приписать» Всевышнему какое-нибудь человеческое свойство, разумеется, только для того, чтобы лучше разъяснить некую идею, она всегда выбирает лишь самые возвышенные (в глазах людей) уподобления. Тора может сказать «рука Б-га» (Шмот 9:3), «подножие Его» (Шмот 24:10), «сердце Б-га» (Берешит 6:6), но никогда не скажет, к примеру, «желудок Бога», поскольку такая метафора кажется нам неуместной.
И памятуя о том, каким ничтожным, слабым и незащищенным существом является человек, насколько он несовершенен и какое скромное место занимает в этой необъятной Вселенной, сказать, что «Б-г вселился в человека», даже в переносном смысле, означает — выразиться о Нем в унизительной форме. Поэтому такая метафора абсолютно недопустима.
Поэтому когда Писание хочет передать некую идею, подобную той, которую Вы, возможно, имели в виду в своем вопросе, оно говорит, что в человека вселился «дух Б-жий». В высказываниях же наших мудрецов для этого чаще употребляется выражение «дух святости» (Руах а-Кодэш).
В своем монументальном труде «Морэ Нэвухим» («Путеводитель колеблющихся»), посвященном основам нашей веры (ч. 2, гл. 45), Рамбам[i] упоминает о том, что подчас человек ощущает сверхъестественную поддержку Свыше, что может подвигнуть его на смелый и благородный поступок во имя Б-га и во имя тех, кто верен Б-гу. Это внутреннее побуждение называется «духом Б-га» в человеке.
Таков был уровень всех судей еврейского народа, о которых сказано (Шофтим 2:18): «И когда поставил им Господь судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от руки врагов их…», и уровень всех праведных еврейских царей.
Так сказано, в частности, о судье Ифтахе (там же, 11:29): «И был на Ифтахе дух Господень…», о богатыре Шимшоне (там же, 14:19): «И снизошел на него дух Господень…». Так сказано о царе Шауле (Шмуэль I 11:6): «И снизошел на Шаула дух Б-жий…», и об одном из военачальников царя Давида — Амасае, которого дух святости побудил прийти на помощь Давиду — помазаннику Б-га (Диврей а-Йамим I 12:18): «И дух объял Амасая, главу начальников: твои, Давид! И с тобою (мы), сын Ишая! Мир, мир тебе, мир помощникам твоим, ибо Б-г твой помогает тебе! И принял их Давид и поставил их среди глав отряда».
И самого Давида сопровождала такая Небесная поддержка с того момента, как он был помазан на царство, как сказано (Шмуэль I 16:13): «И взял Шмуэль рог с елеем, и помазал его среди братьев его; и снисходил дух Господень на Давида с того дня и позже».
Этот дух Б-га, снисходящий на человека, может вложить в его уста слова мудрости или восхваления Творца, и тогда о таком человеке говорят, что он «говорит духом святости». Именно духом святости были «продиктованы» Тэилим (Псалмы) царя Давида, а также книги царя Шломо — Мишлей, Коэлет и Песнь песней — и в целом все книги Танаха. О нем сказал Давид (Шмуэль II 23:2): «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке моем…»
И Билам, согласно Рамбаму, в своих благословениях еврейскому народу был вдохновлен духом святости, поэтому сказано (Бемидбар 23:5): «И вложил Господь слово в уста Билама, и сказал: возвратись к Балаку и так говори». В целом, этот «дух святости» является низшей ступенью пророчества. Так говорит Рамбам.
Мне же подумалось, что о каждом из нас тоже можно сказать, что в нем обитает дух Б-жий. И это — не что иное, как наш человеческий разум. Об этом сказал Элиу Ийову и его друзьям (Ийов 32:8): «Впрочем, это дух человеческий и дуновение Господне дают разум». Эта Б-жественная частичка, подарок Всевышнего, дает нам способность проникнуть во многие тайны Мироздания. «Душа человека — светильник Господень, исследующий все тайники утробы» (Мишлей 20:27).
Согласно многим классическим комментаторам[ii], именно из-за нее, души, сказано, что Б-г сотворил человека по Своему образу и подобию. Поэтому не следует пренебрегать этой частичкой или относиться к ней легкомысленно. И если наш разум не принимает идею о том, что Б-г может вселиться в человека, ощущая ее как противоестественную и нелогичную, стоит к нему прислушаться, ведь он — самое возвышенное, самое Б-жественное из всего, что только есть в человеке.
С уважением, Арье Гальчук
[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[ii] Раши, Рашбам, Радак, Сфорно и др.
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Берл Набутовский
Рав Зелиг Плискин
Самовнушение способно открыть перед человеком новые горизонты. Произнесение определенных фраз, связанных с верой в Б-га и благодарностью к Нему, позволит повысить качество жизни. Опробуйте этот метод и убедитесь, что он работает!
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Ашер Кушнир
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.