Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В Израиле нет безопасности. Может, лучше куда-то уехать?

Темы: Дождь, Война, Земля Израиля, Святая Земля, Эрец-Исраэль, Египет, Ирмияу, Террор

Отложить Отложено

Мы находимся в состоянии войны, нет безопасности. Да и вообще в Израиля в жизни нет безопасности. Может, лучше куда-то уехать? Но куда? Ю.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая Ю.,

Положение действительно очень нелегкое. И возникает вопрос: что Б-г, Который руководит всем происходящим, хочет сказать нам?

Я уже тут больше пятидесяти лет. И постоянно — опасности разного рода. С другой стороны, Б-г нам помогает и мы как-то из них выходим. Что всё это значит?

Приведу Вам отрывок из своей статьи о главе Экев. В приведенном там комментарии Рамбана видим аналогию с тем, что с нами происходит:

Почему все мы ощущаем, что как бы подвешены в воздухе, висим на волоске? То с одной стороны нападение, то с другой стороны угроза, то над нами нависает война, то звучат взрывы безо всякой войны. Каждый раз мы выживаем, беда проходит. А потом опять напасти… В чем смысл этого? Да, мы существуем и страна существует, но почему так нестабильно?

В главе Экев о стране Израиля сказано: Ибо земля, на которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, не как земля Египта она, откуда вы вышли, где, посеяв твои семена, ты поливал твоими ногами, как сад овощной. А земля, куда вы переходите, чтобы овладеть ею, земля гор и долин, от небесного дождя пьет она воду» (Дварим, 11:10-11).

Другими словами — в Египте человеку, чтобы возделать свой огород ( «сад овощной», для которого дождей мало), надо основательно потрудиться, доставляя воду для полива из Нила («поливал твоими ногами»), а в Израиле все растет от дождя. «Не как земля Египта она», объясняет Раши, «но лучше нее». А мидраш Сифре добавляет: «… ты спишь на ложе твоем, а Святой, благословен Он, насыщает водой и низину, и возвышенность…» Рамбан (рав Моше бен-Нахман, 13 в.) же говорит, что эти слова — не только и не столько восхваление Эрец-Исраэль и обещание особых благ, сколько предупреждение. Недаром вслед за ними идет отрывок, который мы ежедневно читаем в «Шма»: «И будет, если будете внимать Моим заповедям, которые Я заповедую вам сегодня, чтобы любить Господа, Б-га вашего, и служить Ему всем вашим сердцем и всей вашей душой, то Я дам дождь вашей земле в пору его, ранний и поздний, и ты соберешь твой хлеб, и твое вино, и твой елей, и дам Я траву в твоем поле для твоего скота, и будешь есть и насытишься» (11:13-15).

Эрец-Исраэль, говорит Рамбан, отличается от Египта в том смысле, что в Египте человек в общем-то чувствует себя хозяином положения, благополучие которого зависит от труда его рук. А в Эрец-Исраэль земледелие зависит от дождя, а дождь зависит от Всевышнего, а отношение Всевышнего к народу зависит от того, не сошел ли народ с указанного ему пути, остается ли народ «царством священников, народом святым». Конечно, Всевышний, если сочтет нужным, может устроить засуху и в Египте, говорит Рамбан, но есть разница между мироощущением человека здорового, которому только и нужно, чтобы все шло своим чередом, и больного, которому нужна особая милость Провидения, чтобы выздороветь, между мироощущением человека богатого, который не хотел бы перемен к худшему, и бедного, которому без помощи не обойтись. Все люди зависят от воли Всевышнего, но зависимость евреев в Эрец-Исраэль — это иная форма зависимости. Именно для того, чтобы мы ощущали непосредственную связь с Ним, Всевышний ввел нас в страну, где мы напрямую зависим от Него, а значит — прямо связаны с Ним, и постоянно это чувствуем (если хотим чувствовать)…

Человек зависит от Всевышнего в большом и в малом и должен это осознавать. Для того, чтобы облегчить нам это осознание, чтобы мы чувствовали силу Его руки, со всей ясностью видели необходимость поступать, жить в соответствии с Его требованиями, Всевышний и поместил нас на эту особую землю.

Конец цитаты.

Б-г говорит с нами языком событий. Он пробуждает нас. Вопрос, что нам делать, что исправить, что улучшить? Конечно, надо усилить молитвы, увеличить изучение Торы и обратить особое внимание на отношения с другими евреями. Отдалиться от раздоров.

По событиям похоже, что нас побуждают с Небес укрепить соблюдение субботы и изучать законы субботы. Тот, кто изучает законы, будет лучше их соблюдать. Соблюдение субботы имеет великую духовную силу. Пророк Ирмияу говорил, что если в Иерусалиме будут соблюдать субботу, то Иерусалим не будет разрушен (см. Ирмияу 17:19-27).

Б-г показывает нам в Земле Израиля много удивительных спасений. Будем делать то, что надо делать, исправлять то, что надо исправлять, и надеяться, что Б-г нам поможет.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме

Исход из Египта и сорокалетние скитания по пустыне

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

В какой раковине можно делать омовение рук?

Рав Бенцион Зильбер

Можно ли делать омовение в раковине, если в ней моют ребёнка?

Наш наследный удел 20. Тяга к земле

Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»

Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.

Льется еврейская кровь, и никто не уверен в своей безопасности! Почему так происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше