Темы: Деньги, Дерех Эрец, Заработок, Парнаса, Работа, Поощрение, Благодарность, Обычаи
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ нас на работе возник спор: есть ли обязанность давать чаевые или это только добровольно, когда работник действительно сделал, что-то выдающиеся? Ефим
Уважаемый Ефим,
Большое спасибо, что обратились к нам.
С исторической точки зрения обычай давать чаевые зародился как аристократическая практика в Англии, а затем распространился в высших классах других стран Европы.
В США идея чаевых поначалу не приветствовалась. В 1916 году известный американский публицист Уильям Скотт даже выпустил целую книгу против чаевых, где, в частности, сказано: «Чаевые и аристократическая идея, которую они воплощают, — это то, из-за чего мы покинули Европу».
Однако с тех пор всё изменилось и чаевые стали обычной практикой не только в Америке, но и во всем мире. А как же Галаха (еврейский Закон) рассматривает эту практику?
Талмуд (Мегила 26а) сообщает, что владельцы жилья не могли брать плату за проживание с паломников, которые приезжали в Иерусалим на праздники. При этом владельцы жилья получали право на кожу животных, которых постояльцы приносили в жертву в Храме, и имели право даже силой забрать эту кожу.
Абае[i] добавляет: это показывает, что достойное поведение (дэрех эрец) в том, чтобы даже постоялец, который платит за проживание, оставил хозяину жилья кожу животного, чье мясо он ел, а также кувшины из-под вина, которое он пил.
Т.е. в данном случае владелец жилья не может требовать кожу и кувшины, поскольку он получает плату за жилье, но тем не менее достойным поведением для постояльца было бы оставить хозяину эти вещи. Таким образом, кожа и кувшины являются своего рода «чаевыми», которые оставляет постоялец.
Из этих слов Талмуда следует, что существует два вида чаевых. Первый — своего рода компенсация владельцу квартиры, поскольку он не может брать деньги за ее сдачу. Давать чаевые такого вида — обязанность.
Есть также чаевые другого вида: давать их — проявление благодарности, но не обязанность. Однако давать такие чаевые — достойное поведение.
С точки зрения Галахи, выполнение определенных обычаев, которые существуют в финансовых отношениях, может стать обязательным, даже если это не прописано в официальном договоре (Рашба[ii], Респонс 2:168). В данном случае имеет значение, как принято относиться к чаевым в конкретной стране.
В современном мире также существуют эти два вида чаевых. Есть чаевые, которые являются неотъемлемой частью зарплаты работника. Так, например, в большинстве ресторанов зарплата официанта складывается из небольшой ставки и чаевых, которые он получает. Каков минимальный размер чаевых официанту? В разных странах существуют разные обычаи. Чаще всего это приблизительно 10-15% от суммы заказа.
Таким образом, оставить официанту чаевые в минимальном размере будет обязанностью. А если на посетителей произвело впечатление качество обслуживания, они могут добавить по желанию еще какую-то сумму. При этом даже если обслуживание было неудовлетворительным, невозможно не дать официанту минимальных чаевых, т.к. это непосредственная оплата его услуг.
Если чаевые не являются частью зарплаты работника, то клиент не обязан их давать, но, возможно, это будет достойным поведением. Тем более, если обслуживание было особенно качественным, человек может дать чаевые в знак благодарности.
«Сефер а-Хинух»[iii] приводит заповедь (482) «не отпускать раба на свободу с пустыми руками», как сказано Дварим 15:13, 14: «Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпускай его порожнем. Наделить должен ты его из скота твоего, от гумна твоего и от давильни твоей; чем благословил тебя Господь, Б-г твой, дай ему».
Автор «Сефер а-Хинух» пишет далее: хотя в наше время рабов не существует, мудрый может вынести для себя полезный урок. Когда на нас работает другой человек, по окончании работы следует дать ему небольшое вознаграждение. Это также может служить основанием для обычая давать чаевые.
На практике мы видим, что даже незначительное вознаграждение приятно работнику и дает ему ощущение значимости его труда. А в конечном счете это приводит к тому, что работник выполняет свои обязанности более усердно.
Таким образом, мы выяснили, что решение, давать ли чаевые и в каком размере, зависит от обычая, принятого в данной местности. В некоторых случаях это является обязанностью, а в некоторых — просто достойным поведением. А иногда это просто выражение благодарности и признательности работнику.
С уважением, Яков Шуб
[i] Абае (4038-4098 / 278-338, Вавилония) — амораи (мудрец Талмуда), глава знаменитой ешивы в Пумбедите, ближайший друг и оппонент Равы. Острая полемика Абае и Равы в значительной степени определила облик Вавилонского Талмуда.
[ii] Раби Шломо бар-Авраам Адерет (Рашба; 4995-5070 / 1235-1310) — выдающийся комментатор Талмуда, глава поколения мудрецов Испании.
[iii] «Книга Воспитания» — классический труд, содержащий все 613 заповедей Торы в том порядке, как они приводятся в Пятикнижии, и толкования к ним, а также законы, принятые мудрецами на основании этих заповедей. Книга издана анонимно. Из текста можно заключить только, что автор жил в 13 веке в Барселоне и происходил из левитов. Многие ученые полагают, что книга составлена известным мудрецом раби Аароном а-Леви, учеником Рамбана.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Элияу Тавгер
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Мирьям Климовская
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Реувен Куклин
Если бы все играли в азартные игры, кто бы работал? А если бы все изучали Тору?..
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Ита Минкина
Рав Ашер Кушнир
Мирьям Леви,
из цикла «Эффективное еврейское воспитание»
Дети привыкли, что мы обращаем на них внимание, когда они что-нибудь натворили. Однако для гармоничного воспитания ребенка его надо не только ругать, но и хвалить. При этом самое главное - не переборщить с похвалой.
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?