Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В чем различие между «святым» и «назореем»?

Темы: Запреты, Вино, Предназначение, Назир, Святость, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте! Скажите, в чем разница между словами «кадош» и «назир»? И то, и то — посвящение Богу. Понимаю, что назореи — это более особое посвящение, а к святости призваны все. В чем разница самих слов? Благодарю. Анастасия

Отвечает рав Арье Гальчук

Здравствуйте, Анастасия!

Вы совершенно справедливо заметили, что назир (назорей) — это особое посвящение, а к святости призваны все. Действительно, Тора говорит нам (Ваикра 19:2): «Святыми (кдошим) будьте». А стать назиром — добровольное решение человека, его личный обет Б-гу.

Верно и то, что слова эти близки по значению. И всё же есть небольшое различие. Слово «назир» означает «отделенный», «отстраненный». Как, например, в словах пророка Йешаягу (1:4): «отступили назад» — назору ахор. Или же (Ваикра 22:2): «Скажи Аарону и сынам его, пусть они воздержатсявэ-иназру — от святынь сынов Израиля…»

Назир добровольно отстраняется, воздерживается от того, что не запрещено всем остальным: он не стрижется, не пьет вино, не посещает кладбище и не пребывает в одном помещении с мертвым. Не всегда такое поведение является оптимальным. Мудрецы в трактате Назир (19 б) говорят, что порою назира можно назвать даже «грешником». «Мало тебе того, что запретила Тора, ты выдумываешь для себя новые запреты!»

И, всё же, иногда такое поведение жизненно необходимо человеку. Например, если он чувствует непреодолимую тягу к вину и знает, что эта слабость может привести к самым безобразным последствиям. И тогда он берет на себя обет назорейства, запрещая себе вино и всё, что с ним связано. Если это его стремление искреннее, вызвано желанием приблизиться к Творцу, такого человека определенно можно называть «святым».

Слово же кадош (святой), в свою очередь, означает «выделенный», «предназначенный». В русском языке есть похожее слово — «посвященный». Если человек «кадош», значит, он посвящает себя и все свои действия служению Творцу. Он не создает для себя новых запретов, но старается «освятить» все свои действия, вдохнуть в них разум и привести в соответствие с духом и буквой Закона и волей Творца. И тогда любые его действия, даже такие простые, как сон, еда, питье, становятся «святыми», и сам он становится «святым».

Один раввин часто повторял, что слово кадош означает также «причастный». Человек, которого можно назвать «кадош», причастен к этому миру и ко всему, что в нем происходит. Он не равнодушен, не замыкается в себе, но способен увидеть других людей, понять, что их заботит. Именно поэтому рядом со словом «кадош» (святой) часто стоит слово барух (благословенный) — святость приносит в наш мир благословение.

Ведь, посудите сами, Б-г поместил нас в этом мире не для того, чтобы мы от него убегали. Скорее, наоборот: Он хочел, чтобы мы освятили этот материальный мир, сделав его более духовным. И если человек живет, пытаясь понять и исполнить волю Творца, он совершенствует себя — и вместе с ним совершенствуется мир, который его окружает. В этом предназначение человека.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его