Темы: Богатство, Успех, Смысл жизни, Сотворение мира, Смерть, Жизнь, Самооценка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые раввины! Почему одни люди наделяются от рождения таким умом и мудростью, что, ещё будучи молодыми, добиваются высокого положения и уважения в обществе, купаются в славе и богатстве, а другие не набираются ни ума, ни мудрости, даже когда достигают зрелого возраста, и в итоге завершают свою жизнь в нужде и забвении, словно их и не было? С уважением, Эдуард
Здравствуйте, Эдуард!
Спасибо за Ваш вопрос.
Прежде чем перейдем к ответу, важно прояснить один момент: если смотреть на смерть как на конец всего, то какая разница, как человек жил и чего достиг? Ведь его уже нет. Если же есть жизнь после смерти, то, по-видимому, надо понять: а что ценится ТАМ? Что мы можем унести с собой в мир иной? Ведь если, например, заработанные здесь деньги там не котируются, какой смысл в богатстве? Это — к размышлению.
Теперь переходим к ответу на вопрос.
Кажется, что в основе вопроса лежит аксиома, этакий постулат светского общества: успех — это высокое положение, слава и богатство. Рассмотрим, так ли это.
Действительно, если попросим молодого парня или девушку привести пример успешного человека, ну такого, о ком можно сказать: «Он многого достиг в жизни», что мы услышим?
Если наш собеседник будет достаточно юным, он, скорее всего, назовет имена известных спортсменов, инфлюэнсеров, кинозвезд. Если постарше, в ответе будут фигурировать обладатели толстых кошельков, влиятельные политики, именитые ученые и общественные деятели.
Что общего у всех этих людей? Признание масс, слава, положение. Т.е. успех — это стать «звездой». В какой области — это каждый решает для себя, главное — «звездить». В спорте, бизнесе, а может, в шоу-бизнесе, вырваться в большую политику, покорить социальные сети и т.п. В этом, по распространенному мнению, заключается успех.
Сложно представить, что юноша вдруг скажет: «Мой папа, водитель грузовика, — человек, который нашел себя» или: «Мой преподаватель физики — символ жизненного успеха».
— Почему нет? — спросим.
— Что!? — отреагирует молодой человек. — Это же простой водитель, это всего лишь учитель физики!
Просто человек — по определению — неуспешный. Поэтому, наверное, все «просто человеки» должны ходить с физиономией соленого огурца, обиженные на жизнь и неудовлетворенные.
К сожалению, даже если мы, в принципе, где-то там понимаем, что счастье не в славе, в подсознании у нас крепко сидит и не сдвинется определение: «Успех — это высокая оценка масс». Найти себя — значит, получить признание в широких кругах. Молодежь говорит: «Если ты чего-то стоишь, почему у тебя так мало лайков?»
Конечно, такой подход ошибочен. Мудрецы (Мишна, трактат Санхедрин 4:5) задают вопрос: почему первый человек — Адам — был создан единственным, в одном экземпляре? И отвечают: это должно научить нас: тот, кто убил одного человека, — как будто разрушил весь мир. Тот, кто спас жизнь одному человеку, — как будто спас весь мир… Каждый человек должен сказать: для меня был создан мир.
Здесь речь идет об уникальности каждого человека. Всевышнему нужна жизнь всех людей без исключения. Именно так: жизнь даже самого простого, заурядного человека необходима Б-гу, — а не только жизнь тех, кого показывают по телевизору.
Б-г дал каждому то, что хорошо для него, те таланты и возможности, которые необходимы ему для достижения своего собственного успеха. Ведь настоящий, истинный успех — это реализовать свой потенциал служения Творцу. Ни один человек не способен заменить в этом другого.
По нашему скромному мнению, тот, кто занят по жизни подходящим ему делом, приносит пользу другим и живет в мире с окружающими, уже заслуживает звания «успешного человека». А если он еще и создал семью, т. е. взял на себя ответственность заботиться о себе подобных, ну, это уже большой успех.
Что может помочь нам на пути к личному успеху?
Не стремиться стать популярным. Массы восхищаются только рекордами. Если ты не самый-самый, ты толпе не интересен. И не надо. Разве недостаточно, что тебя ценит твоя жена (а женщину — муж), друг, коллега по работе? Все остальные — имеют к нам мало отношения, искать их признания (которое, к тому же, обычно, бывает ложным) — это лишнее[i].
Не «подгонять» свой характер под модные «стандарты». «Я некоммуникабельный», «я — не интеллектуал», «я слишком податливый». Да, возможно, человек правильно себя оценивает, он такой. Ну и отлично! Если бы Б-гу нужны были только гении ума и монстры общения, Он бы всех такими и сделал. Конечно, стоит работать над недостатками и развивать свои способности, что-то мы сможем в себе изменить. Но не менее важно — не забывать благодарить Творца за тот «набор», который имеем! Другим человеком никто из нас не сможет стать никогда.
Многих молодых (да и не только) людей занимает проблема поиска себя. Как нащупать свой путь? Как обрести себя? Обратим внимание: как мы говорим? — «Поиск себя». Почему же мы ищем в себе другого человека? Того, с картинки, что увидели на экране. Кажется, поиск должен начинаться не с экрана телефона, а с взгляда на себя.
Остановиться, отключить всё, что пищит и мелькает, и попытаться понять: кто я? Что я могу, а что нет? Мои сильные стороны, слабые. Только потом можно перейти к вопросу: что я хочу от себя? куда хочу прийти? И, в последнюю очередь: как я могу достичь поставленной цели? (Если самим тяжело ответить на эти вопросы, будет не лишним посоветоваться с более опытным человеком, которому доверяем).
Есть люди, которые неспособны смириться с тем, кем они являются на самом деле. Как это ни странно звучит, человек должен ценить свои недостатки, отрицательные черты и даже отсутствие тех или иных талантов. Без всего этого не было бы человека. Вот ангелы — они идеальные, у них нет недостатков. Но почему-то Всевышнему нужны именно люди. Он, Благословенный, хочет видеть наши усилия, желание преодолеть, достичь, стать лучше.
Реалистичный, искренний взгляд на свой внутренний мир и возможности позволит избежать бесплодной погони за тем «Я», которое мы себе нафантазировали. Тогда получится, с Б-жьей помощью, не горевать о злосчастной судьбе, а наоборот, ощущать удовлетворение от того, что мы делаем.
С уважением, Нохум Желязник
[i] Есть еще ряд причин, по которым не следует изо всех сил стремиться к «большому успеху», перечисление которых выходит за рамки ответа. Скажем только, что, как правило, нам показывают только одну сторону жизни «великих», тогда как в действительности есть и другие стороны, которые зависти точно не вызывают (Н. Ж.).
Журнал «Мир Торы»
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему
Мирьям Климовская
Я должна постоянно ее контролировать? Я черствая, что этого не делаю?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Пятигорский
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Бенцион Зильбер
Продлить жизнь на час?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его