Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хороший человек и дальним близок, плохой — и ближним далек»Раби Шломо Алеми

Мне подарили хорошее французское вино. Можно его передарить товарищу-нееврею?

Темы: Запреты, Вино, Деньги, Идолопоклонство, Заповеди, Подарки

Отложить Отложено

Мне на работе на день рождения подарили бутылку хорошего французского вина. Я знаю, что пить такое вино нельзя, но могу ли я его подарить товарищу-нееврею? N.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый N.,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо разобраться, в чем причина запрета использовать нееврейское вино. Мудрецы запретили не только пить такое вино (даже, если все его ингредиенты кошерны), но и использовать его как-то иначе и вообще получать от него любую выгоду (Шульхан Арух[i], Йорэ Дэа 123:1).

Это запрещено по двум причинам. Во-первых, мудрецы стремились в определенной мере «отделить» евреев от неевреев, поэтому они запретили употреблять нееврейское вино, чтобы, в конечном счете, это не привело к смешанным бракам и ассимиляции. По этой причине его запрещено пить. Во-вторых, вино использовалось для возлияний идолам во время нееврейских религиозных церемоний, а получать выгоду от вина, которое использовалось для идолопоклонства, запрещено Торой.

Поэтому мудрецы запретили получать любую выгоду от любого нееврейского вина, даже от такого, которое не использовалось для служения идолам, уподобив его вину, которое для такого служения использовалось.

Однако Рамо[ii] (123:1) приводит мнение ришоним («ранних» комментаторов — с начала 11 до конца 15 века): поскольку в наше время вино практически не используются неевреями для служения идолам, то вторая часть запрета уже не так актуальна. Поэтому, если существует угроза серьезного убытка, будет разрешено получать выгоду от нееврейского вина. Понятно, что запрет пить такое вино в любом случае остается в силе.

Поэтому, если, например, нееврей должен вернуть долг, но может вернуть его только вином, будет разрешено получить у него вино для погашения долга, а затем продать его нееврею. Или же, если по ошибке купили нееврейское вино, разрешено будет вернуть его в магазин или продать. Точно так же, если с евреем расплатились за какую-либо работу или услугу нееврейским вином, он может затем перепродать его или подарить нееврею.

Однако некоторые галахические авторитеты полагают, что если нееврейское вино получено в качестве подарка, то ситуация иная: ведь в данном случае речь идет не о предотвращении убытка, а о получении прибыли. По их мнению, вино, полученное в подарок, запрещено продавать или передаривать.

В «Хохмат Адам»[iii] (75:14) сказано: если речь не идет об убытке, лучше соблюсти более строгий вариант закона и не получать никакой выгоды от нееврейского вина, однако препятствовать тому, кто решит поступить иначе, также невозможно.

С уважением, Яков Шуб


[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.

[ii] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 /ок. 1530-1572) — один из величайших еврейских раввинов и законоучителей; автор книги «Мапа» («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон (галаха) для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.

[iii] Автор — раби Авраам бар-Йехиэль-Михл Данциг (5508-5581/1748-1820, Данциг — Вильно).

 

Материалы по теме


Ноах и Ноев Ковчег, Всемирный Потоп, потомки Ноаха после Потопа и строительство Вавилонской башни, появление на исторической арене праотца Авраама, основоположника монотеизма — вот далеко не полный спектр событий, охватываемых нашей недельной главой. Давайте рассмотрим ближе наиболее интересные и важные из них. Читать дальше